Об увеличении количества нарушений при поставках продукции животного происхождения на территорию Таможенного союза

Более 60% продукции животного происхождения, ввозимой в Российскую Федерацию и другие страны-участницы Таможенного союза через  Брянские пункты пропуска, экспортируется из Украины и Молдовы. Остальные 40% – это поставки из стран Европейского Союза. Следует отметить, что с ростом объема грузопотока, выросло и количество выявляемых нарушений.

Так в 2011 году по различным причинам приостановлено движение продукции из стран ЕС общим весом более 700 тонн. По причине отсутствия ветеринарных сопроводительных документов, нарушений температурного режима и других условий поставок 410 тонн из них были возвращены отправителям.

Относительно поставок украинских грузов, то в  прошлом году их объем вырос более чем в 2 раза и составил 52 тысячи тонн. Данный показатель в основном достигнут за счет увеличения ввоза мяса птицы и свинины. Спектр допускаемых украинской стороной нарушений также расширился. Наряду с традиционными отсутствием разрешений на ввоз, несоответствием даты выработки продукции, нарушением порядка маркировки груза, целостности упаковки, выявлены попытки ввоза мясосырья со срезанными и нечитаемыми оттисками ветеринарных клейм. В результате контроля 21 партия продукции животного происхождения общим весом 487 тонн возвращена Украинским поставщикам.

В пунктах пропуска досмотрено 370 партий молдавской говядины и баранины общим весом 4683 тонны. По сравнению с уровнем 2010 года этот показатель увеличился в 2 раза. Проведенный контроль не позволил допустить к ввозу 95,13 тонн мясосырья с нечитаемыми ветеринарными клеймами.

Таким образом, итоги прошлого года позволяют сделать вывод о недостаточном ветеринарном контроле, проводимом в странах ЕС и ближнего зарубежья для обеспечения безопасности экспортируемой в Таможенный Союз продукции животного происхождения, живых животных, кормов и кормовых добавок.

Для предотвращения подобных нарушений, экспортерам и импортерам, помимо выполнения требований национальных законодательных документов, необходимо руководствоваться принципами и нормами международного права. В частности, необходим анализ риска при импорте, сформулированный в Кодексе здоровья наземных животных МЭБ.

Также для производства безопасной пищевой продукции необходимо использование международных стандартов комиссии «Кодекс Алиментариус». Кроме того, должна применяться Система анализа риска и критических контрольных точек «ХАССП», которая включена  в нормативные документы по производству  пищевых продуктов во многих странах мира.