О выступлении руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта на заседании в Совете Федерации

О выступлении руководителя Россельхознадзора на заседании в Совете Федерации.

Заседание Совета при председателе Совета Федерации Федерального собрания России по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования было посвящено обсуждению мер по обеспечению защиты прав потребителей, качества продуктов и контроля за их безопасностью.

Основой выступления Сергея Данкверта явилось представление членам Совета наиболее существенного элемента организации национального контроля и надзора в области обеспечения безопасности пищевых продуктов — блока передовых электронных систем, созданных специалистами Россельхознадзора. В настоящее время активно используются системы «Аргус», «Веста» и «Меркурий». «Аргус» представляет собой систему оформления разрешений и контроля перемещения поднадзорных грузов, как через российскую границу, так и границу Таможенного союза. Система «Веста» создана для сбора, передачи и анализа информации по проведению лабораторного тестирования образцов поднадзорной продукции, система «Меркурий» разработана для электронной сертификации поднадзорной продукции, контроля перемещения продукции по территории России и Таможенного союза.

Дорабатываются в режиме тестирования и отладки система контроля и учета юридически-значимых действий в области ветеринарного надзора «Цербер», система, осуществляющая поддержку при диагностировании заболеваний животных «Хэрриот», и «Ветис» — интегрирующая система, объединяющая все информационные системы в сфере ветеринарии

В результате интеграции систем «Меркурий» и «Веста», а также других веб-ориентированных комплексов (действующий «Аргус» и дорабатываемые «Цербер» и «Хэрриот»), создается единая информационная среда в области ветеринарии и обеспечения пищевой безопасности, которая призвана обеспечить, в частности, полную прослеживаемость поднадзорной продукции. Помимо этого, она качественно повышает защищенность потребителя, обеспечивает основы честной конкуренции в производстве и обороте поднадзорных грузов, выявляя и удаляя из оборота поддельную, фальсифицированную и контрафактную продукцию, защищает производителя от коррупционных поползновений, делает полностью прозрачными и подконтрольными действия надзорных органов, экономит огромные средства бизнеса и государства за счет резкого удешевления надзорных и контрольных процедур.

Логическим завершением формирования комплекса информационных систем Россельхознадзора является ввод в действие системы «Ветис», объединяющей все прочие системы Россельхознадзора. Через эту систему в режиме реального времени проходит вся информация о любых нарушениях и выявлениях некачественной и опасной продукции на территории России — как производимой в стране, так и ввозимой на ее территорию. Информацию могут видеть любые зарегистрированные пользователи, как на территории России, так и за ее пределами. С помощью электронной системы «Ветис» можно проследить путь любой продукции от завода, выпустившего данный товар, в том числе и за границей, и вплоть до пункта розничной реализации этой продукции, причем данные о конкретной партии продукции подкрепляются ветеринарными сопроводительными документами, выданными на всем пути этой продукции к потребителю. Таким образом, создается эффективнейший инструмент контроля безопасности продукции по принципу «от поля до стола потребителя».

Для изъятия выявляемых партий недоброкачественной и опасной пищевой продукции, Россельхознадзором создан еще один инструмент — электронная система «СИРАНО» — СИстема РАНнего Оповещения. По своим функциональным задачам и возможностям, это — аналог европейской системы RASFF (Rapid Alert System for Food and Feed), системы быстрого оповещения по продуктам питания и кормам. Помимо прочего, СИРАНО — эффективнейший инструмент обеспечения безопасности в условиях действия Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли.

Для обеспечения бесперебойного потока объективных данных, Россельхознадзором на всей территории России организован государственный лабораторный ветеринарный мониторинг остатков вредных и запрещенных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения, кормах и кормовых добавках для животных. Начиная с 2007 года, федеральные государственные учреждения, подведомственные Россельхознадзору, ежегодно проводят не менее 100 тысяч исследований продовольственного сырья и продукции животного происхождения по различным показателям безопасности.

В течение 2012 года в рамках Плана государственного ветеринарного лабораторного мониторинга пищевой безопасности и безопасности кормов проведено 160 тысяч исследований продукции животного происхождения и кормов, в 2013 году запланировано провести 450 тысяч исследований товаров, поднадзорных государственной ветеринарной службе.

В течение 6 месяцев текущего года, в рамках Плана государственного ветеринарного лабораторного мониторинга пищевой безопасности и безопасности кормов уже проведено около 110 тысяч исследований проб продукции животного происхождения и кормов. За этот период введены временные ограничения на ввоз в Россию продукции 37 зарубежных предприятий, а на продукцию 219 предприятий введен режим усиленного лабораторного контроля. По результатам инспекций ведены временные ограничения на поставки продукции еще с 885 предприятий (из них непосредственно по результатам инспекций конкретных предприятий — 37, остальные 848 — по причине системных нарушений в работе ветеринарной службы страны-экспортера (Испания — 687, Мексика — 7, Индонезия — 154).

Отечественная же продукция животного происхождения, не соответствующая требованиям безопасности России и Таможенного союза, была выявлена в 51 субъекте Федерации. Во всех этих случаях, территориальными управлениями Россельхознадзора совместно с органами управления ветеринарией субъектов Федерации проводится анализ ветеринарных сопроводительных документов, которые сопровождали конкретную партию поднадзорной продукции и подтверждали ее безопасность, проверка предприятия-производителя и вводился режим усиленного лабораторного контроля на продукцию предприятия-производителя, допустившего выпуск некачественной и опасной продукции.

Как в импортной, так и в отечественной продукции при мониторинговых исследованиях Россельхознадзором наиболее часто выявляются остатки лекарственных средств, сальмонеллы, листерии, мезофильные аэробные и факультативно-анаэробные микроорганизмы, бактерии группы кишечной палочки, кокковая микрофлора, плесени, грибки.

Разумеется, благодаря своей высокой функциональности и интегрированности, комплекс электронных систем Россельхознадзора эффективно используется не только для обеспечения продовольственной и пищевой безопасности России, но и для обеспечения национальной биологической безопасности.

В течение 2012 года в рамках национального мониторинга проведено исследование более 206 тысяч проб биологического материала от животных. В результате, выявлено 1 152 случая инфекционных болезней животных, в том числе и зооантропонозных (бруцеллез оленей, блютанг, листериоз, лептоспироз, сибирская язва, Классическая чума свиней, африканская чума свиней, бешенство, трихинеллез, сальмонеллез и другие). В программе этого же мониторинга проведены лабораторные исследования напряженности иммунитета животных к целому ряду инфекционных болезней (высокопатогенный грипп птиц, ящур, Классическая чума свиней, болезнь Ньюкасла и оспа овец и коз). На основании полученных результатов органы управления ветеринарией субъектов Федерации проводят противоэпизоотические мероприятия в соответствии с ветеринарным законодательством.

В 2013 году запланировано провести более миллиона лабораторно-диагностических исследований. С начала года в рамках диагностического мониторинга было проведено 270 тысяч исследований проб биологического материала от животных.

Таким образом, Россельхознадзором создана высокоинтегрированный комплекс электронных систем, способный не только эффективно контролировать важнейшие аспекты национальной биологической безопасности, но и обеспечивающий высокую действенность целенаправленного мониторинга пищевой продукции на безопасность и ее прослеживание по принципу сквозного контроля от поля до стола потребителя в режиме реального времени, а также предусматривающий высокую автоматизированность и оперативность принимаемых решений и возможность экстренного оповещения соответствующих ведомств и организаций при выявлении недоброкачественной и опасной продукции.