О развитии молочной отрасли в России

20 января 2016 года на ОАО «ВДНХ» в рамках 10-ой международной выставки «АгроФарм-2016» ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК» принял участие в VII Съезде Национального союза производителей молока Союзмолоко
По информации пресс-службы Минсельхоза России, Министр сельского хозяйства Российской Федерации Александр Ткачёв отметил, что меры господдержки молочной отрасли беспрецедентны, и необходимо добиться самообеспечения молоком до 90%. Господдержка молочной отрасли в 2016 году увеличена практически вдвое до порядка 30 млрд рублей. В своём докладе Министр уточнил, что на 25% увеличены субсидии по инвестиционным кредитам - до 5,9 млрд рублей, в 5 раз субсидии по краткосрочным кредитам - до 1,5 млрд рублей, в 15 раз возмещение прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию молочных ферм - до 6 млрд рублей, на 62% увеличен объём субсидий на 1 кг молока, сохранён объём субсидий на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления. Таким образом, на поддержку молочной отрасли законом о федеральном бюджете предусмотрено 29,2 млрд рублей. "Необходимо строить новые молочные комплексы, поддерживать развитие семейных животноводческих ферм и повышать продуктивность молочного скота", - уточнил он. Министр обратил внимание на моменты, которые ограничивают темпы роста производства качественной отечественной молочной продукции: - возросла себестоимость производства молока, в результате большинство производителей сырого молока находится на грани рентабельности; - сократился спрос на готовую продукцию в результате снижения покупательской способности населения; - снизилась доступность кредитных ресурсов и, как следствие, многие инвестиционные проекты были заморожены; - усилилось влияние на молочный рынок традиционного партнёра Республики Беларусь как с точки зрения объёмов молока, так и цен. Учитывая перечисленные факторы, государство готово усилить поддержку молочного скотоводства. Глава Минсельхоза России в ходе своего выступления также обратил внимание на то, что основной ресурс мяса крупного рогатого скота еще в советские времена до 70% обеспечивался за счёт выбракованного поголовья коров и откорма молодняка в молочном скотоводстве. "Организация откорма может дополнительно обеспечить производство до 400-500 тыс. тонн мяса крупного рогатого скота ежегодно", - уточнил Александр Ткачёв. В ходе мероприятия участники подвели итоги 2015 года, а также наметили перспективы развития молочного животноводства в текущих экономических условиях. Почётными гостями Съезда также стали заместитель главы Минсельхоза России Сергей Левин, глава Роспотребнадзора Анна Попова, президент Союзмолоко Айрат Хайруллин, председатель Правления Союзмолоко Андрей Даниленко, заместитель главы Россельхознадзора Николай Власов. В рамках дискуссии члены Национального союза производителей молока уделили особое внимание увеличению субсидий на 1 кг молока, а также подчеркнули наличие положительной динамики в области поддержки отрасли из федерального и регионального бюджетов.
Молочная отрасль России находится сегодня в крайне непростом положении. Этому способствовало влияние ряда факторов. Относительно низкая инвестиционная привлекательность молочной отрасли в сравнении, например, со свиноводством, птицеводством в условиях девальвации национальной валюты в 2014 n 2015 годах привела к снижению объёмов инвестиций в модернизацию и развитие производства и переработки молока. Увеличение стоимости кредитных ресурсов и себестоимости производимой продукции в 2015 году способствовало сохранению тенденции сокращения поголовья коров. Вместе с тем высокая доля хозяйств населения в структуре производства молока (около 45%) при низкой молочной продуктивности животных в ЛПХ и сравнительно низкой товарности производства (около 34%) существенно ограничивает доступный для переработки объём молока. В результате на рынке существует дефицит молока-сырья, сохраняется зависимость отечественной молочной отрасли от импорта молока и молочных продуктов: по итогам 2015 года доля импортной продукции в ресурсах товарного молока может составить около 25%.
По оценкам Минэкономразвития, представленным в Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, в следующем году наметится положительная тенденция на восстановление отрасли. Прирост производства в 2016 году сырого молока при этом может составить около 0,3%, в 2017 n 0,6%, в 2018 n 0,7%. Рост производства сырого молока в 2018 году в сравнении с 2014 годом составит 1,7%. В абсолютном выражении производство в 2018 году может составить около 31,3 млн т. Этому будет способствовать возобновление темпов роста российской экономики, планомерное укрепление рубля, ожидаемое, по данным Минэкономразвития, высвобождение неэффективного капитала, восстановление инвестиционной активности в 2017 n 2018 годах, снижение годовой инфляции с 12,2% в 2015 году до 6,4% в 2016 году, увеличение загрузки мощностей перерабатывающих предприятий, сокращение доли импорта молока и молокопродуктов в товарных ресурсах внутреннего рынка, восстановления потребительского спроса за счёт повышения покупательной способности денежных доходов населения. Вместе с тем, по оценкам Союзмолоко, прогноз развития молочного скотоводства на 2016 год выглядит менее оптимистично. Прирост производства молока в сельхозорганизациях, К(Ф)Х и ИП в последние годы связан с рядом факторов, влияние которых в 2016 году прекратится. В 2013 n 2014 годах существенно выросла цена на сырое молоко. Если в январе 2013 года средняя по РФ цена составляла около 15,4 руб./кг, то в январе 2015 года она выросла до 21,1 руб./кг (+37%), что позволило сельхозорганизациям повысить интенсивность производства. В результате средняя продуктивность коров в СХО выросла до 4 841 кг/год, в К(Ф)Х n до 3 450 кг/год. Вместе с тем гранты на поддержку начинающих фермеров способствовали переходу хозяйств населения в статус крестьянских (фермерских) хозяйств, что также способствовало улучшению их финансового состояния и эффективности производства. При этом темпы снижения поголовья коров оказались ниже темпов роста молочной продуктивности животных в сельхозорганизациях. Совокупность указанных факторов позволила не снизить производство молока по итогам 2014 года (отмечается даже увеличение производства на 1%). Однако значительный рост себестоимости производства в конце 2014 n начале 2015 годов в связи с девальвацией национальной валюты, не подкрепленный повышением закупочных цен на молоко, «замораживание» действующих и отсутствие новых инвестиционных проектов в области молочного скотоводства привели к снижению доходности производства и переработки молока, в результате чего сельхозтоваропроизводители оказались вынуждены искать пути снижения себестоимости производимого продукта. Вероятнее всего это приведёт и к снижению продуктивности коров в 2015 и 2016 годах, что будет являться причиной снижения валовых надоев. В 2016 году, по оценкам Союзмолоко, по оптимистическому сценарию развития отрасли, если будет иметь место влияние положительных факторов, отмечаемых Минэкономразвития, производство молока в хозяйствах населения сократится на 3 n 5%, что составит около 600 тыс. т. К(Ф)Х и ИП продемонстрируют прирост на уровне 4 n 5% (около 90 тыс. т), а производство в сельхозорганизациях, вероятнее всего, останется на уровне 2014 n 2015 годов. Таким образом, по итогам 2016 года производство молока в хозяйствах всех категорий составит около 30,1 n 30,2 млн т, что ниже прогнозируемых итогов 2015 года на 1,6%. При консервативном сценарии, сохранении сложившихся тенденций и себестоимости производства снижение производства следует ожидать и в СХО на уровне 2%. В результате объём производства молока в хозяйствах всех категорий сократится в 2016 году более существенно и может преодолеть психологический барьер в 30 млн т. Введённые в 2014 году специальные экономические меры в отношении ряда стран, ранее поставлявших значительные объёмы молокопродуктов на территорию России, позволили освободить нишу на внутреннем рынке за счёт снижения объёмов импорта более чем на 20%, однако они же стали причиной значительных ограничений расширения присутствия на внутреннем рынке отечественных производителей. Высокая конкурентоспособность белорусской продукции способствовала наращиванию экспорта молочной продукции на освободившийся российский рынок и увеличению ценовой конкуренции, а возросшая себестоимость производства на территории России и недоступность кредитных ресурсов по действующим ставкам привели к значительному снижению доходности производителей молока и молокоперерабатывающих предприятий, многие из которых в этой связи находятся на грани рентабельности или являются убыточными. В результате объёмы производства молока и технологичность отрасли снижаются.
Несмотря на это, отечественным производителям удалось нарастить производство в 2015 году. Наибольший прирост производства отмечен по сырам и сырным продуктам. По итогам года производство цельномолочной продукции может составить около 11,6 млн т (+1,8% к объемам 2014 года), сыров n 455 тыс. т (+20,1%), сырных продуктов n 135 тыс. т (+16,4%), сливочного масла n 260 тыс. т (+3,7%). В 2016 году ожидается сохранение тенденции увеличения объёмов производства. К 2018 году темп роста производства сыра и продуктов сырных, по оценкам Минэкономразвития России, ожидается на уровне 112,5% относительно 2014 года, масла сливочного n 107,3 %.
Союзмолоко намерен в 2016 году добиваться снижения административных барьеров для молочной отрасли, принятия мер по стимулированию спроса и обеспечению доходности производителей молока. Об этом заявил председатель правления союза Андрей Даниленко на Съезде Союзмолоко. Союзмолоко считает крайне важным добиться согласования механизмов поддержки, а также ценовых котировок и взаимных объёмов поставок с Республикой Беларусь, импорт молочной продукции из которой оказывает серьёзное давление на цены в России. По словам Даниленко, необходимо также регулирование минимально необходимой закупочной цены на молоко за счёт проведения закупочных и товарных интервенций на молочном рынке и стимулирование спроса, в том числе через введение системы внутренней продовольственной помощи. В этом году будет также разработан проект Стратегии развития племенного животноводства, который будет включать и создание системы идентификации животных.
Повышение себестоимости продукции повлекло увеличение потребительских цен, сопровождаемое снижением покупательной способности денежных доходов населения. В сложившихся условиях потребительский спрос в 2015 году сократился и переориентировался на традиционные и более дешевые цельномолочные и кисломолочные продукты, а дорогие молокоёмкие продукты, несмотря на увеличение объёмов производства, теряли потребительский интерес, сохраняя при этом высокую себестоимость. Таким образом, недобросовестные производители сыров и сливочного масла оказались вынуждены снижать себестоимость своей продукции в целях привлечения внимания покупателей более доступной ценой в сравнении с конкурентами, в том числе и из Республики Беларусь, что привело к увеличению доли фальсификата на молочном рынке -- замещению молочных жиров жирами растительного происхождения. Снижение мировых цен на пальмовое масло в текущем году также способствовало увеличению объёмов его импорта в Россию. По предварительным расчётам Союзмолоко на основании анализа оценочного баланса молочного жира за 9 месяцев 2015 года, дефицит молочных жиров для произведенной молочной продукции составляет 9-10%, в 2014 году (за 9 месяцев) этот показатель не превышал 5%. То есть в 2015 году около 10% произведенной молочной продукции является фальсифицированной (молочный жир заменён жирами растительного происхождения). Одним из ключевых инструментов стимулирования инвестиционной активности на молочном рынке в условиях возросшей себестоимости производства и переработки молока, дефицита молока-сырья, снижения доходности участников рынка и сокращения потребительского спроса на молочные продукты является государственная поддержка. По предварительным итогам 2015 года на молочную отрасль приходится около 12% объёма средств, выделяемых из бюджетов всех уровней в рамках поддержки сельского хозяйства, что составляет около 27,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета n 16,1 млрд руб. В 2016 году объёмы поддержки могут значительно увеличиться. В соответствии с утвержденным федеральным бюджетом РФ на 2016 год, на поддержку молочной отрасли предусмотрено выделение бюджетных ассигнований за счёт средств федерального бюджета в объеме 29,2 млрд руб., что в 1,8 раза больше объемов 2015 года. Однако указанные объёмы средств будут направлены в субъекты РФ только в случае соблюдения ими требования по необходимому уровню софинансирования, дефицит средств в бюджетах субъектов РФ и несбалансированность региональных бюджетов могут существенно снизить объёмы поддержки из федерального бюджета, в результате чего сельхозтоваропроизводители могут недополучить необходимые в текущих условиях средства государственной поддержки. Вместе с тем Минсельхозом России поддержана инициатива Союзмолоко о повышении размера компенсации прямых понесённых затрат на строительство и модернизацию животноводческих комплексов молочного направления, и в 2016 году ожидается увеличение размера компенсации с 20% до 35%, также рассматривается возможность оказания господдержки на строительство специализированных ферм по откорму и выращиванию молодняка. Кроме того, по многочисленным обращениям в Минсельхоз России Национального союза производителей молока Союзмолоко отдельными строками в федеральном бюджете на 2016 год отражены объёмы средств, выделяемые на поддержку создания и модернизации объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) и поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления. Это позволяет стимулировать инвестиционную активность в отрасли молочного скотоводства. Инвесторы и банки-кредиторы, будучи уверенными в наличии средств государственной поддержки в федеральном бюджете, более охотно вкладывают средства в развитие отрасли, что способствует её модернизации, расширению объёмов производства, повышению эффективности.
Таким образом, ситуация на молочном рынке характеризуется следующими тенденциями: дефицит сырого молока и обоснованное отсутствие возможности её наращивания в краткосрочный период, стагнация производства молока, сокращение поголовья коров, значительный удельный вес низкотоварных хозяйств населения в производстве сырого молока; снижение доходности производителей и переработчиков молока в связи с повышением себестоимости его производства и переработки на фоне девальвации национальной валюты; субсидирование части процентной ставки по краткосрочным кредитам Субсидии на 1 кг реализованного товарного молока. Поддержка экономически значимых региональных программ в области молочного скотоводства. Субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм). Субсидии на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления. Предусмотрено средств согласно заключенным соглашениям по состоянию на 10.12.2015 и в соответствии с Распоряжением Правительства от 03.12.2015 № 2477-р (лимит средств на субсидирование части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию молочных ферм). Высокая зависимость от импорта молокопродуктов (уровень самообеспечения молоком и молочными продуктами, по разным оценкам, составляет от 70% до 77%) и увеличение активности на российском рынке традиционного партнера n Республики Беларусь; низкая инвестиционная активность в связи с неприемлемой стоимостью кредитных ресурсов, сравнительно низкой инвестиционной привлекательностью молочного скотоводства ввиду больших сроков окупаемости финансовых вложений; увеличение доли фальсификата на молочном рынке; сокращение потребительского спроса на молоко и молочную продукцию на фоне снижения покупательной способности денежных доходов населения. Вместе с тем у российских производителей есть хороший потенциал наращивания объёмов производства. Потребление молочных продуктов составляет по разным оценкам от 190 до 250 кг при норме 300 n 330 кг. Введенные в августе 2014 года специальные экономические меры в целях обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации позволили российским производителям существенно нарастить объёмы внутреннего производства молочной продукции, однако вышеперечисленные факторы сдерживают развитие отечественной молочной отрасли. В сложившихся условиях модернизация производства, повышение эффективности молочной отрасли и финансовое оздоровление её участников, наращивание объёмов производства молока, повышение качества молочной продукции и снижение существующей зависимости от импорта невозможны без участия государственного сектора. Ключевыми задачами государства при этом должны стать: 1. Обеспечение повышения доходности производителей молока путём субсидирования инвестиционного и краткосрочного кредитования, возмещения части капитальных затрат на создание и модернизацию перерабатывающих предприятий и объектов молочного животноводства, субсидирование производства товарного молока. 2. Поддержка переработчиков молока путём возмещения капитальных затрат на создание и модернизацию предприятий по переработке молока в размере не менее 35% сметной стоимости объекта (но не выше предельной стоимости объекта), возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) на срок до 8 лет на строительство и модернизацию молокоперерабатывающих предприятий. 3. Разработка и реализация комплекса мер немонетарного регулирования развития отрасли. Такими мерами должны стать: интервенции, технические регламенты, снижение административной нагрузки, в том числе отказ от электронной ветеринарной сертификации. 4. Разработка долгосрочной (не менее чем на 15 лет) стратегии развития молочной отрасли Российской Федерации с фиксированным комплексом инструментов регулирования и мер поддержки отрасли. 5. Ужесточение ответственности (увеличение штрафов, конфискация оборудования) за нарушение технического регламента ЕАЭС в части маркировки молочной продукции, в частности за отсутствие на этикетке информации о наличии жиров немолочного происхождения и реализации молокосодержащей продукции под видом молочной. 6. Стимулирование потребления молока и молокопродуктов через программу внутренней продовольственной помощи и развитие инфраструктуры системы социального питания; программы стимулирования потребления молока и молочных продуктов (по аналогии с программой Союзмолоко «Три молочных продукта в день»). Комплексное решение обозначенных задач позволит обеспечить восстановление и развитие молочной отрасли, создать условия для увеличения объёмов производства молока и молочных продуктов, снизить количество попадаемой на прилавки некачественной молочной продукции.
Председатель правления Союзмолоко Андрей Даниленко и заместитель председателя Правительства России Аркадий Дворкович обсудили результаты прошедшего 20 января 2016 года Съезда Национального союза производителей молока. В рамках рабочей встречи были рассмотрены положения резолюции съезда, которые закрепляют планы и задачи союза на 2016 год. Среди них -- снижение административных барьеров, стимулирование спроса на молочную продукцию, согласование системы поддержки с Республикой Беларусь и проведение товарных и закупочных интервенций. По итогам обсуждения будет выработан ряд поручений по задачам, поставленным в резолюции Союзмолоко.
Согласно резолюции VII Съезда Национального союза производителей молока, ситуация на молочном рынке характеризуется следующими тенденциями: обоснованное отсутствие возможности наращивания производства сырого молока в краткосрочный период, стагнация производства молока, сокращение поголовья коров, значительный удельный вес низкотоварных хозяйств населения в производстве сырого молока; снижение доходности производителей и переработчиков молока в связи с повышением себестоимости его производства и переработки на фоне девальвации национальной валюты; высокая зависимость от импорта молокопродуктов (напомним, уровень самообеспечения молоком и молочными продуктами, по разным оценкам, составляет от 70% до 77%) и увеличение активности на российском рынке традиционного партнёра n Республики Белоруссия; низкая инвестиционная активность в связи с неприемлемой высокой стоимостью кредитных ресурсов и ввиду больших сроков окупаемости финансовых вложений; увеличение доли фальсификата на молочном рынке; снижение потребительского спроса на молоко и молочную продукцию на фоне снижения покупательной способности денежных доходов населения.
Напомним, миссия ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК» в максимальном содействии агробизнесу в плане консультационных услуг по всей России. Для этого у центра имеются все необходимые ресурсы и рычаги. Директор центра Ольга Мелентьева считает, «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования должен по максимуму выполнять своё Государственное задание, свою функцию, свои прямые обязанности и поручения Минсельхоза России. С этой целью мы провели большую реорганизацию, поставили цели и задачи. Перевод аграрных идей в практическую плоскость, в частности, в молочной отрасли, -- наша первоочередная задача!»
Василий Тютин