НСЗ предложил свои способы повышения эффективности регулирования зернового рынка

Президент Национального союза зернопроизводителей (НСЗ) Павел Скурихин, выступая 4 февраля на Международной промышленной академи, для повышения эффективности регулирования зернового рынка предложил в сезоне 2015/2016 годов поднять закупочные цены на зерно до 15000 руб/т и начать интервенции с 1 июля 2015 года.
Повышение эффективности регулирования зернового рынка
Зернопроизводители в прошедшем году показали один из самых высоких результатов работы за последние десятилетие. Несмотря на сложное экономическое состояние, низкое материально-техническое и финансовое обеспечение и по ряду регионов крайне неблагоприятные погодные условия, удалось собрать более 104 млн тонн зерна в чистом весе. Озимыми культурами засеяно около 17 млн га, что практически на 1 млн га превышает показатель предыдущего сезона.
Вместе с тем в 2014 году внешняя политическая и экономическая ситуация, а также финансово-экономические изменения внутри страны внесли серьезные коррективы в деятельность сельхозтоваропроизводителей.На сегодняшний день прогнозное удорожание затрат на проведение весенних полевых работ составляет порядка 40%. К осени, с учетом уборки урожая, заготовки кормов, вспашки зяби и озимого сева, этот показатель может вырасти до 60% (это без учета ухудшения финансово-экономического положения в стране). По предварительной оценке, себестоимость зернапрошедшего года в Европейской части страны составляет около 5000руб./т, а в Азиатской – около 7000руб./т. Таким образом, с учетом прогнозного удорожания, можно предположить, что себестоимость зерна текущего годабудет в среднем 8000 руб./т для Европейской части страны и около 11000 руб./т – для Азиатской.
Как видно из приведенных показателей текущей себестоимости реализуемого зерна, говорить о получении «сверхдоходов», даже при учете текущей ценовой конъюнктуры, не приходится. Кроме того, нельзя забывать, что получаемая выручка идет также на погашение долгов, возникших в предыдущие засушливые годы, которые на сегодня составляют более 2 трлн руб. Не смотря на это, можно констатировать, что применяемые меры регулирования рынка, направленны на снижение внутренних зерновых цен. Ограничение экспорта российской пшеницы снизило динамику роста ценовых показателей на эту культуру по ряду ФО, а в экспортно-ориентированных регионах она начала дешеветь. Вместе с тем государство предложило сельхозтоваропроизводителям в качестве альтернативы экспортным продажам, возможность реализовывать свою продукцию в Государственный интервенционный фонд (ГИФ), для чего был повышен предельный уровень минимальных закупочных цен до 10000 – 10 100 руб./т для пшеницы 3-го класса. В то время как Министерство сельского хозяйства РФ была предложена закупочная цена 11200 руб./т.
Для активизации процесса закупочных интервенций необходимо сейчас повысить предельный уровень минимальных цен, например для пшеницы 3-го класса, до 12000 руб./т. Эта мера позволит, во-первых, обеспечить закладку в ГИФ требуемого объема зерновых культур в преддверии слабо прогнозируемого урожая текущего года, а, во-вторых, даст для зернопроизводителей требуемое финансирование для подготовки и проведения весенних полевых работ в отсутствии банковских кредитов. Кроме того, необходимо отметить, что предлагаемое повышение закупочных цен не должно отразиться на «разгоне» продовольственной инфляции, так как оно не превышает действующего на сегодняшний день ценового уровня.
Относительно зерна нового урожая 2015 года. Во-первых, исходя из прогноза себестоимости на текущий год, необходимо установить цены для закупочных интервенций на сезон 2015 – 2016 годов на уровне 15 000 руб./т. При этом рентабельность производства зерна, с учетом резкого повышения себестоимости, может составить 30 – 35%. Во-вторых, установить начало работы закупочных интервенций с 1 июля 2015 года.
Такой подход, по мнению НСЗ, даст хороший стимул зернопроизводителям для сохранения посевных площадей на уровне прошлого года. В прошедшем году интервенционные закупки начались 30 сентября – это неплохо, раньше чем в предыдущие годы. Но сезон недорогого зерна, когда можно было бы наполнить ГИФ по утвержденным ценам, закончился в августе. Поэтому перенесение даты старта интервенций в этом году на 1 июля 2015 года, позволит на фоне массового предложения зерна во время уборочной кампании, совершить закупки в интервенционный фонд по минимальной цене. Банкам установленный срок и уровень цен интервенций снизит риски и позволит более уверенно кредитовать агропром, а заложенная рентабельность явится гарантом возможности сельхозтоваропроизводителям обслуживать выданный кредит.
Уже сегодня Россия может производить до 120 млн тонн зерна в год. И для этого есть научная база. Однако из-за низкой технической обеспеченности при уборке, подработки и хранении на потери составляют до 20 млн тонн зерновых культур, поэтому крайне важно начать техническое перевооружение, в первую очередь зернового комплекса: трактора, сельхозмашины, зерносушилки, базы хранения зерна. Заложенная рентабельность даст возможность выполнения этой задачи и обеспечит дальнейшее развитие зерновой отрасли, которая, являясь базисом для всего сельского хозяйства, в свою очередь, даст толчок развитию всему агропромышленному комплексу. В настоящее время продукция остальных отраслей сельского хозяйства, в основном импортируется, для них требуется поддержка либо в виде субсидий, либо в искусственном ограничении ввоза на территорию страны. На этом фоне, несмотря на все международные и внутренние трудности, зерно остается единственной конкурентоспособной продукцией отечественного АПК, востребованной на мировом рынке. Зерно, с одной стороны, для России - это возобновляемый ресурс, ценность которого год от года в мире будет только возрастать. С другой стороны, зернопроизводство имеет годовую цикличность, поэтому видимый эффект от вложения средств можно получить в краткосрочной перспективе одного года. Однако, несмотря на то, что производство зерна обладает такими неоспоримыми преимуществами, принимаемые в последнее время решения ориентированы не на развитие зерновой отрасли, а, наоборот, на «зажимание» с целью оказания поддержки объективно менее конкурентоспособных отраслей. Наработанный ранее ресурс оставлял возможность для такого подхода. И несомненно, что в ряде субъектов по объективным причинам дела обстоят вполне благополучно. Среди них можно выделить: Краснодарский, Ставропольский и Красноярский края, Ростовскую, Липецкую, Белгородскую и Тюменскую области. Но это всего лишь 7 из 45-и зернопроизводящих регионов. А оставшиеся 38 находятся в тяжелом положении. В них налицо явные признаки упадка отрасли зернопроизводства. В связи с этим необходимо дифференцированно подойти к размеру погектарной несвязанной государственной поддержке в зависимости от природных и климатических условий каждого региона . Наша совместная задача дать шанс им на возрождение и развитие!
Зерновой портал Центрального Черноземья

Рекомендуемые статьи