А Новороссийск снова застрял в пробках. Грузопотоки нужно перенаправить в "малые порты"

За первые недели нового года на подходе к припортовым станциям Новороссийска и Туапсе были брошены около 200 поездов с различными грузами, которые не успевали перерабатывать портовики. Такая ситуация повторяется последние два десятка лет, пишет "Российская газета".
Летом к этому приводит ажиотажный спрос на экспорт-импорт некоторых видов сыпучих материалов, зимой - желание грузоотправителей любой ценой выполнить свои экспортные контракты во избежание штрафных санкций. Железнодорожникам также выгодно предоставить подвижной состав под высокорентабельные экспортные грузы. Как пояснили в руководстве регионального железнодорожного ведомства, на долю Новороссийска и Туапсе приходится 70-80% от всех их перевозок на юге России. Однако сложный рельеф местности, ограниченность пропускной возможности черноморских портов и отсутствие складских помещений для хранения товара вынуждает "бросать" поезда в ожидании выгрузки на громадном пространстве от Туапсе до Воронежа, создавая гигантские "пробки". Ежегодно создается ситуация, когда желание переработать как можно больше грузов превышает технические возможности и железнодорожников, и портовиков.
В августе-сентябре 2011 года после отмены эмбарго на вывоз зерновых к южным портам хлынул поток экспортной пшеницы, ржи, ячменя, с помощью которого трейдеры пытались восстановить свои позиции на мировом рынке, пошатнувшиеся из-за временного ограничения 2010 года. Только за первые два месяца после снятия эмбарго из России было вывезено более 7 млн тонн зерна.
К примеру, порт Новороссийск (до 30% экспортных потоков зерновых), обычно обрабатывающий до 350 вагонов в сутки, в адрес двух своих зерновых терминалов получал ежедневно 500-600. Аналогичная ситуация сложилась и в других портах, где есть специализированные терминалы. Естественно, что ни повышенная скорость погрузки, ни расширенные мощности терминалов не смогли удовлетворить потребностям трейдеров, и вагоны-хопперы просто наглухо забивали станции. Их оборачиваемость возросла до 28 суток, это один из худших в мире показателей.
В результате к началу осени на станциях юга России скопилось свыше 3600 вагонов, что вынудило руководство железнодорожной монополии ввести конвенцию-запрет на принятие зерновых грузов. К чему это может привести? По мнению аналитика французской консалтинговой фирмы в области сельского хозяйства Люсиль Браззини, российские логистические проблемы могут повысить привлекательность французского и австралийского зерна.
Положение осложняется тем, что перевалочные возможности обоих портов географически ограничены и не смогут переварить растущие грузопотоки заявленных в процессе развития международных транспортных коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток".
Можно ли решить проблемы "пробок", привлекая "малые порты" региона? Безусловно. К примеру, незадействованными остаются мощности по перевалке угля на припортовых станциях Азов, Таганрог и Темрюк, по перевалке зерновых - на портовых элеваторах Азова и Ейска. К тому же близок к сдаче в эксплуатацию портовый комплекс Железный Рог на Тамани.
На фоне стабильности выгрузки и роста грузооборота по станциям Новороссийск и Туапсе объемы грузооборота по портам Ейск, Азов, Кавказ и Заречная начинают снижаться на 10-15%. Появляется возможность разгрузить направления в сторону двух крупных портов, используя незадействованные мощности "малышей".
Зерновой портал Центрального Черноземья

Новые видео
Встроенная миниатюра for Увлажнитель воздуха туманом при выращивании грибов
Увлажнитель воздуха туманом
Встроенная миниатюра for Система туманообразования для увлажнения воздуха туманом при выращивании грибов
Система туманообразования
Встроенная миниатюра for Откорм бычков на розовую телятину
Откорм бычков на розовую
Встроенная миниатюра for Бараны и овцы
Бараны и овцы
Встроенная миниатюра for Откорм бычков. Убыточная небрежность.
Откорм бычков. Убыточная
Встроенная миниатюра for Беда на ферме
Беда на ферме
Встроенная миниатюра for Овцы и бараны романовской породы - племенные
Овцы и бараны романовской
Встроенная миниатюра for Молочная ферма-корабль
Молочная ферма-корабль
Встроенная миниатюра for Доение коров в доильном зале «Турникет»
Доение коров в доильном
Встроенная миниатюра for Романовские овцы
Романовские овцы
Встроенная миниатюра for Работа на экспорт: о привозе бычков из Европы, их откорме и отправки уже мяса за границу
Работа на экспорт: о
Встроенная миниатюра for Интересная технология закладки тюков и рулонов на хранение
Интересная технология