Коммерсантъ: В масле всплыли цены

Стремительное повышение цен на подсолнечник и растительное масло в России стимулирует производителей повышать отпускные цены для розницы. Так, один из крупнейших игроков на рынке «Эфко» уведомил сеть «Верный» о повышении стоимости товара на 48%, после чего та отказалась от контракта с поставщиком.
Крупный российский производитель растительного масла ГК «Эфко» (бренды «Слобода», Altero) предупредила о повышении отпускных цен на эту продукцию на 48% из-за роста стоимости сырья. О получении предложения сообщила сеть «Верный» Андрея Рогачева (объединяет более 930 магазинов в Москве, Подмосковье, в Северо-Западном, Уральском и Поволжском федеральных округах). Коммерческий директор сети Антон Бахарев передал, что «Верный» не может повысить цены на подсолнечное масло в 1,5 раза, и отказался от контракта с «Эфко» на поставку. В «Эфко» оперативный комментарий не представили.
По данным Масложирового союза, в 2019 году «Эфко» занимала 9% российского рынка фасованного растительного масла. Также выпускает соусы и молочные продукты. В 2019 году выручка «Эфко» составила 122 млрд рублей, чистая прибыль — 1,8 млрд рублей, сообщала группа. Основной владелец — Валерий Кустов.
По итогам прошлой недели цены на подсолнечник и масло в России обновили максимумы. По данным «Совэкона», растительное масло в среднем подорожало на 1650 рублей, до 88500 рублей за тонну с НДС, подсолнечник — на 875 рублей, до 39900 рублей за тонну. Как отмечали аналитики, количество предложений масла на российском рынке весьма ограничено, а цены на подсолнечник разогревали активные закупки переработчиков. Хотя к концу недели многие из них начали активно снижать закупочные цены на фоне укрепления рубля, указывает «Совэкон». Экспортные цены на масло после нескольких недель роста снизились на $40, до $1100 за тонну (FOB).
Исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев указывает, что у производителей масла сырье занимает до 90% в себестоимости продукции для потребителей, а значит, компании работают практически с нулевой, а в ряде случаев отрицательной рентабельностью, и внутренних резервов для сдерживания цен нет.
По данным Росстата, цены на подсолнечное масло в ноябре выросли на 8,94% к предыдущему месяцу и на 23,84% год к году.
Газета направила вопросы другим крупным производителям масла — ГК «Русагро» (марки «Щедрое лето», «Мечта хозяйки») и «Юг Руси» («Золотая семечка», «Аведовъ», «Злато»), а также в X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнит», Auchan.
На фоне роста цен на подсолнечник в России Масложировой союз заявил о необходимости скорейшего принятия защитных мер для предотвращения «коллапса» на рынке, вплоть до полной остановки масложировой промышленности. В Минсельхозе сообщали, что подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле приняла решение поддержать введение с 1 января 2021 года экспортной пошлины на подсолнечник и рапс в размере 30%, но не менее €165 за тонну, что «позволит стабилизировать ценовую ситуацию и поддержать предприятия переработки». Сегодня на подсолнечник действует экспортная пошлина 6,5%, но не менее €9,75 за тонну.
В Масложировом союзе рассчитывают, что повышение пошлины позволит предотвратить дальнейший рост цен на подсолнечник и масло, а также откорректировать цены на подсолнечник.
В «Совэконе» прогнозируют, что цены на подсолнечник в России в краткосрочной перспективе могут снизиться на фоне более низких экспортных цен на масло и укрепления рубля. Но потенциал для роста экспортных цен на масло в течение ближайших месяцев сохраняется, указывают аналитики.
В «Эфко» отметили, что если в январе подсолнечник стоил 22 рубля за кг, то сегодня — уже 45 рублей за кг, а цены на бутылку все производители начали плавно поднимать с октября, пытаясь компенсировать рост себестоимости в 2,5 раза. «Падение урожая, рост курса доллара, рост экспортных цен на подсолнечное масло с $700 до $1100за тонну — это факты, которые большинство наших партнеров в рознице приняли как объективные причины и отнеслись с пониманием»,— заявили в компании.
"Коммерсантъ"от 08.12.2020