Коммерсантъ: «Черкизово» закусила «Лиски-бройлер»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила московскому ООО «Агропромышленный комплекс “Михайловский”» (структура группы «Черкизово») приобретение 100% ЗАО «Лиски-бройлер». Таким образом, «Черкизово» отойдет крупнейший производитель мяса птицы в Воронежской области — подконтрольное «Лиски-бройлеру» ООО «Лиско Бройлер», а сама группа может выйти на первое место в стране по производству мяса птицы. Эксперты оценивают сумму сделки в 5–5,5 млрд рублей и отмечают, что консолидация активов характерна как для самой группы «Черкизово», так и для отрасли в целом.
О том, что ГК «Черкизово» через ООО «Агропромышленный комплекс “Михайловский”» намерена приобрести ЗАО «Лиски-бройлер», стало известно накануне из сообщения ФАС. «Лиски-бройлер» на 99% владеет крупнейшим производителем птицы в Воронежской области — ООО «Лиско Бройлер» (еще 1% — у учредителя обеих компаний Николая Белоконева). При этом источник газетына рынке птицы вчера рассказал, что сделка уже состоялась, однако ее подробности не раскрываются. Николай Белоконев вчера был недоступен для комментариев, в «Черкизово» говорить о сделке отказались.
Группа «Черкизово»образована в 2005 году, она объединяет 26 предприятий и торговые сети, в том числе активы в Черноземье (птицеводческие и свиноводческие комплексы, а также комбикормовый завод в Липецкой области). Мощность птицеводческих комплексов компании составляет 400 тыс. т мяса птицы в год. По данным за 2011 год, основными акционерами являются Игорь Бабаев и члены его семьи (60%). По итогам 2012 года выручка группы составила $1,58 млрд, чистая прибыль — $225 млн.
ООО «Лиско Бройлер»— основной производитель мяса птицы в Воронежской области (85 тыс. т в год — более 75% от общего производства в регионе). По данным «СПАРК-Интерфакс», учредители — ЗАО «Лиски-бройлер» (99%, конечный бенефициар — Николай Белоконев) и Николай Белоконев (1%). За 2012 год выручка компании составила 5,14 млрд руб., чистая прибыль — 770,3 млн руб.
Отметим, что приобретение «Лиско Бройлера» — не первая для «Черкизово» покупка крупных активов в птицеводческой отрасли. В апреле 2007 года компания купила холдинговую компанию «Куриное царство» (основные активы — в Липецкой области), сделку оценивали в $80-100 млн. А в мае 2011 года группа приобрела «Моссельпром» (мощность — 48 тыс. т мяса птицы в живом весе в год, часть активов — в Орловской и Курской областях) за $42,1 млн деньгами и $27 млн акциями «Черкизово».
Аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченкооценилсумму сделки по «Лиски-бройлеру» в 5–5,5 млрд руб. «При этом пока неизвестно, за счет каких средств будет совершена сделка, — свободных денежных средств на 30 июня 2013 года у “Черкизово” было чуть более 1 млрд руб., а соотношение Net Debt/EBITDA составляло 4,84х, что означает достаточно высокую долговую нагрузку. А ведь помимо покупки “Лиско Бройлера”, компания планирует реализацию других крупных проектов — к примеру, строительство комплекса по производству и переработке мяса индейки в Тамбовской области за 7,5 млрд руб. В результате наиболее вероятным источником средств может стать допэмиссия по закрытой подписке, как это было сделано при покупке “Черкизово” “Моссельпрома”», — предположил господин Гринченко. «На данный момент птицеводство является наиболее перспективным направлением деятельности ГК “Черкизово” за исключением сегмента мясопереработки, а средние цены реализации снижаются более низкими темпами, чем по остальным направлениям. Так, за 2013 год средние цены на реализацию продукции птицеводства упали на 1,84%, свиноводства — на 16,29%, растениеводства — на 13,98%. В этих условиях развитие птицеводческого направления выглядит вполне логичным», — добавил аналитик.
Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшинотмечает, что с приобретением нового актива «Черкизово» может выйти на первое место в стране по производству мяса птицы: «Суммарно мощности “Черкизово” станут выше, чем у нынешнего лидера, белгородского “Приосколья” (470 тыс. т в год). Для отрасли в целом характерна консолидация активов, при этом “Черкизово” поддерживает линию именно на приобретение готовых мощностей по мясу птицы, а не на создание новых. В результате компания опережает темпы роста конкурентов», — отметил эксперт.Коммерсантъ (Воронеж)№ 30от 21.02.2014