К вопросу парламентских слушаний на тему «О законодательном обеспечении повышения конкурентоспособности cельскохозяйственной продукции» — Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий

Российский Союз мукомольных и крупяных предприятийразделяет озабоченность Комитета ГД по аграрным вопросам состоянием конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и просит при подготовке рекомендаций органам исполнительной власти по устранению имеющихся в этом деле недостатков обратить внимание на следующие моменты.

В настоящее время пищевая и перерабатывающая промышленность у Министерства сельского хозяйства РФ находится на вторых ролях. Имеющийся в Министерстве профильный департамент малочисленен и его сотрудники, как правило, слабо разбираются в специфике курируемых подотраслей. Например, только этим можно объяснить, что в утвержденной Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в качестве ожидаемого результата предусмотрено «увеличение производства: …муки – до 10,3 млн тонн». Хотя в Российской Федерации уже сейчас производится более 15 млн тонн муки и увеличивать объём её производства нет необходимости. А в качестве ожидаемого результата реализации Госпрограммы было бы целесообразно записать –повышение эффективности использования зерна и объёма его экономии за счет внедрения прогрессивных технологий переработки зерна.

Почему это необходимо сделать? Потому, что сейчас 5 – 6 млн тонн муки производится малогабаритными мельницами, как правило, из неучтенного зерна низкого качества и реализуется по «серым схемам». Учет таких мельниц и вырабатываемой ими продукции ни кем не ведется, качество этой небезопасной для потребителей продукции ни кем не контролируется. Налоги в бюджет этими минимельничками не платятся, а это примерно 4 – 5 млрд руб. в год. Выход готовой продукции на этих «предприятиях» составляет 60 – 65%, в то время как на индустриальных мельницах 75 и более процентов, в результате ежегодно теряется примерно 1,5 млн тонн зерна.

Но самое главное – такая мука и выработанный из неё хлеб могут нанести непоправимый вред здоровью населения из-за наличия в недопустимых количествах химических веществ, остаточных элементов от применения средств защиты растений, таких как ртуть-органические пестициды, микробиологические загрязнители и другие вредные примеси, которые накапливаются в организме людей, и приводят к тяжелым заболеваниям.

По нашим оценкам сейчас в стране действует не менее 5 тыс. таких мельничек (до 1990г. в России было 385 мельниц). Ни в одной цивилизованной стране таких мельниц практически нет. В КНР действует госпрограмма по ликвидации минимельниц и строительству индустриальных мельзаводов.

Еще один вопрос, который волнует зернопереработчиков, это создание условий для экспорта мукомольно-крупяной продукции.

Сегодня Россия имеет возможность поставки по конкурентным ценам на экспорт более 2 млн. тонн мукомольно-крупяной продукции, полностью отвечающей международным требованиям по безопасности и качеству.

Однако, осуществлять такие поставки в страны ЕС из-за протекционистских мер не представляется возможным. Так ЕС установил ввозную пошлину на пшеничную и пшенично-ржаную муку в размере 172 евро за тонну и на овсяные хлопья – 182 евро за тонну. Преодолеть такую преграду российскому товару невозможно.

Зато Россия все делает для приглашения аналогичной продукции на наш рынок, установив ввозные пошлины на муку и овсяные хлопья в размере 10%, что в денежном выражении составляет 40 - 60 евро за тонну.

Кто в этом заинтересован?

В России производственные мощности индустриальных мельзаводов загружены менее чем на 50% и они способны удовлетворить потребности в муке внутри страны в любом заданном ассортименте и необходимого качества.

На внутреннем рынке существует жесткая конкуренция отечественных производителей зерновых хлопьев, в том числе овсяных. В России производится примерно 35 тыс. тонн овсяных хлопьев, а может производиться в несколько раз больше. И, в тоже время, из стран ЕС (прежде всего из прибалтийских стран) ежегодно ввозится около 10 тыс. тонн таких хлопьев.

Эти примеры утверждают нас во мнении о необходимости создания при Минсельхозе России Агенства по пищевой и перерабатывающей промышленности, что не противоречит действующей в стране схеме управления народным хозяйством. Агентство, в первую очередь, должно сосредоточиться на создании условий для реализации Госпрограммы развития на 2013 – 2020 гг, осуществлять учет наличия производственных мощностей, анализировать эффективность их использования и регулировать ввод новых мощностей, лоббировать интересы пищевой и перерабатывающей промышленности в вопросах государственной поддержки и экспортно-импортной политики.

Будем признательны за поддержку наших предложений.

С уважением,
Президент Союза
А.И. Гуревич
11.12.2012г.
Зерновой портал Центрального Черноземья