Гудок: Эффект взаимодействия

Владимир Сараев, главный инженер Юго-Восточной железной дороги,
отвечает на вопросы корреспондента газеты Гудок:
– На Северной железной дороге прошла сетевая школа передового опыта «Внедрение технологий бережливого производства в ОАО «РЖД». В ходе её проведения рассмотрены вопросы реализации данного проекта, а также повышения эффективности перевозочного процесса. Наша компания уделяет большое внимание развитию своей производственной системы?
– Разумеется, и свидетельство тому – результаты, которые достигнуты на этом направлении деятельности.
К овладению инструментами бережливого производства в ОАО «РЖД» приступили четыре года назад. Её составляющие – командная работа, технологии, действенный менеджмент, производственная среда.
В настоящее время в реализации программы в ОАО «РЖД» участвуют 1613 структурных подразделений и 294 узловые рабочие группы. В январе-июне 2014 года экономический эффект от внедрения технологий в целом по ОАО «РЖД» составил 287,8 миллиона рублей.
Юго-Восточная железная дорога стала осваивать новые методы в конце 2011-го с одного участника – ремонтное локомотивное депо Лиски.
Менее чем за три года удалось увеличить количество пилотных подразделений до 70-ти.
Вовлечены в проект все предприятия региональных дирекций: по ремонту тягового подвижного состава; по ремонту пути; связи; тяги.
В 2013 году реализовано 107 проектов улучшений, экономический эффект составил 26,3 миллиона рублей (годом ранее – 10,7 миллиона рублей).
Отдельное внимание уделялось материальному стимулированию за проекты по совершенствованию производственных процессов в структурных подразделениях. Мотивационные выплаты достигли полутора миллионов рублей. Поощрены 89 работников.
– Какие ещё моменты своей работы по-новому вынесли на обсуждение полпреды железных дорог на сетевой школе в Ярославле?
– В поле зрения участников, кроме аспектов бережливого производства, оказались другие вопросы.Разговор носил интересный, поучительный характер. И многое из того, что мы увидели и услышали, совпало с нашими ожиданиями.
Лично для себя я ставил и ставлю задачу, которая охватывает два направления работы на полигоне ЮВЖД.
Первое направление – реализация межфункциональных проектов для того, чтобы получить синергетический эффект.
Речь – об эмерджентности, суммирующем эффекте взаимодействия двух или более факторов. Он характеризуется тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.
Являясь наиболее перспективными, межфункциональные проекты направлены на общее взаимодействие подразделений на узлах и полигоне железной дороги в целом.
Одна региональная дирекция меняет технологию своей работы, за ней – другая, за второй – третья, а итогом общих усилий становится улучшение качественных и количественных характеристик перевозочного процесса внутри железной дороги.
Второе направление связано с внедрением полигонных технологий, когда работа осуществляется одним объединённым парком локомотивов (Северо-Кавказская, Московская, Юго-Восточная магистрали).
Согласованный график с привязкой к станциям назначения позволяет организовать движение по «твёрдым» ниткам по широкому ходу. Таким образом, исключены простои по неприёму на стыковых станциях.
– Думается, в одной связке с клиентами железнодорожников не могут не находиться специалисты территориальных центров фирменного транспортного обслуживания.
– Важнейшей составляющей в расширении клиентской базы и повышении клиентоориентированности ОАО «РЖД» следует считать мероприятия по пересмотру методов работы ТЦФТО с грузоотправителями.
Это касается организации работы персональных менеджеров, увеличения доходов от реализации новых видов услуг, снижения потерь времени и ресурсов при оформлении перевозок клиентами в подразделениях ТЦФТО и, как следствие, роста клиентской базы.
На ЮВЖД в этом направлении предпринимаются серьёзные шаги.
Необходимо подвигнуть ТЦФТО соседних железных дорог к тому, чтобы ликвидировать «узкие места», которые возникают с клиентурой при оформлении грузов к перевозке. Да и передовой опыт должен быть востребован.
На СКЖД отработана технология, при которой не нужно ходить по нескольку раз на фронт погрузки, проверять, как закреплён подвижной состав, как оформлены документы, и так далее.
Снижение бюрократических издержек делает железнодорожный транспорт более привлекательным.
Кто-то сказал: не надо бояться тратить деньги, надо бояться не уметь их зарабатывать.
Хотелось бы также, чтобы ТЦФТО поработали с теми грузами, которые от нас ушли. Следует подвергнуть обстоятельному мониторингу данный рынок, в том числе по полигону ЮВЖД. Приходится констатировать: у нас в Центральном Черноземье мы потеряли перевозки сахарной свёклы. Есть недоработки по зерну, хотя и наблюдаются подвижки.
Не так давно ЗАО «БиоТехнологии» обратилось к ОАО «РЖД» с предложением о вывозе со станции Никифоровка 600 тысяч тонн грузов в год (зерно и продукты его перемола).
Для этого построен новый приёмо-отправочный путь длиной не менее 1050 метров, произошло удлинение ещё одного, сделана укладка трёх стрелочных переводов.
Планируется расширить площади элеватора на станции Раненбург.
– На полигоне ЮВЖД успешно реализуется технология движения грузовых поездов по расписанию, которая соответствует современным экономическим условиям.
– Движение грузовых поездов организуется по именному графику работы локомотивных бригад, значительно улучшающему условия их труда и отдыха и, что важно, способствующему сокращению эксплуатационных расходов.
Так, на участке Стойленская – Чугун-2, где данная работа организована с июня 2012-го, экономический эффект составляет порядка 7,5 миллиона рублей в месяц.
Создан проектный офис по реализации проекта совершенствования технологии движения грузовых поездов на направлении Валуйки – Пенза в 2014-м.
При этом используются локомотивные бригады эксплуатационного локомотивного депо Балашов и участка Валуйки эксплуатационного локомотивного депо Старый Оскол (со сменой по станции Поворино). Экономический эффект (с марта нынешнего года) – 6,3 миллиона рублей.
В целях организации взаимодействия состоялось междорожное совещание на Приволжской железной дороге.
В настоящее время проводится работа с Московской железной дорогой по организации движения грузовых поездов на маршруте Курбакинская – Чугун-2.
9 июля 2014 года на станции Елец под председательством начальника Юго-Восточной железной дороги Анатолия Ивановича Володько проведено совместное совещание руководителей и специалистов ЮВЖД и МЖД.
– Назовите проблемы, которые, по вашему мнению, ещё мешают поступи бережливости?
– Их несколько: мотивация работников, обучение принципам бережливого производства, межфункциональное взаимодействие, вовлечённость персонала в производственную систему.
Кроме того, беспокоят вопросы тиражирования уже существующих проектов из базы типовых решений.
Пилотные подразделения зачастую не используют информационные ресурсы (АСУ ОДИТ), на которых размешены эти типовые решения, ставящие целью улучшение технологии и, как говорится, изобретают велосипед.
– По каким основным векторам вашей работы пойдёт дальнейшее совершенствование производственных процессов?
– В первую очередь, оно охватит разработку и внедрение проектов межфункционального (междорожного) взаимодействия и активизации деятельности узловых рабочих групп – основной структуры координации и консолидации усилий людей на местах, обеспечения деловых контактов подразделений, расположенных в границах железнодорожной станции.
Предстоит формирование базы типовых решений, внедрённых и разрабатываемых в пилотных подразделениях на полигоне ЮВЖД в 2012-2014 годах, а также практическое применение механизмов материальной и моральной мотивации персонала, участвующего в проектах бережливого производства.
Дальнейшее движение должно быть придано обучению персонала пилотных подразделений (достижение уровня не менее двух обученных специалистов на предприятии, включая руководителей).
Бережливое производство должно перерасти в воспроизводство.
«Гудок» от 31.10.2014