Азовский фрахт уверенно растет с начала зернового сезона, каспийский под угрозой из-за Ирана

Эмбарго на ввоз пшеницы и дестабилизация национальной валюты в Иране, американские санкции и низкая урожайность ячменя в России критически сказываются на работе каспийских судовладельцев.
Информационное агентство Ирана в минувшее воскресенье опубликовало заявление управляющего директора "Правительственной торговой корпорации" Ирана о том, что республика не будет импортировать пшеницу, так как государственная программа по восстановлению производства зерна внутри страны успешно реализована. Фермеры за 2 года добились выдающегося результата: потребность в пшенице на внутреннем рынке иранские аграрии покрывают самостоятельно.
Константин Гриневич, генеральный директор логистической компании «Глогос проект», поясняет: «Фрахтовый рынок на Каспии уже больше месяца стоит на месте, в отличие от азовского, например, где ставки уверенно растут с начала зернового сезона. Фрахт в Азовском регионе поднялся почти на 10 долларов за месяц, потому что предложение груза сейчас на пике, флот нарасхват. А на Каспии из-за потери важного рынка сбыта страдают отечественные экспортеры, которые надеялись на восстановление деловой активности с прежними партнерами. И судовладельцы, планировавшие в новом зерновом сезоне работать с Ираном, не досчитываются прибыли из-за снижения спроса на тоннаж».
Еще в 2014 году, по данным ФТС, экспорт пшеницы из России в Иран составлял 2,8 млн тонн. Ввиду переориентации иранской государственной зерновой программы вывоз зерна из России стал снижаться. За последние два года вывоз пшеницы в Иран практически не осуществлялся. Вместе с тем, в марте текущего года сопредседатель российско-иранской межправительственной комиссии Александр Новак заявил, что Россия может возобновить поставки продовольственного зерна в Иран. Более того, страна снова займет 3-е место среди стран-импортеров после Египта и Турции. Поставки будут производиться в объеме от 1,5 млн тонн. Однако оптимистичный прогноз не оправдался: экспорт не возобновится, Иран под угрозой международной экономической блокады, а каспийские судовладельцы и фрахтователи вынуждены искать другие рынки для работы.
«Также говорить о сохранении Ираном статуса ведущего импортера ячменя пока рано, - добавляет Константин Гриневич. - Аграрии из южных регионов России начинают подводить промежуточные итоги урожайности текущего года и обеспокоены тем, что урожай ячменя будет существенно меньше, чем планировалось изначально. Согласно информации аналитического центра «Совэкон», прогноз урожая ячменя снижен с 17,8 млн тонн (официальный прогноз Минсельхоза) до 16,9 млн тонн. Это, вероятно, скажется только на цене на ячмень, и вряд ли повлияет на объем зернового грузооборота. Аграрии на местах выражают опасение, что окончательные утраты будут подсчитаны, как только закончится жатва в конце лета, и скорее всего потери будут еще более значительными».
Кроме того, покупательная способность иранских импортеров в настоящее время уменьшается из-за падающего риала. С начала года национальная валюта уверенно идет вниз по отношению к американскому доллару. Контрактов заключается меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Таким образом, учитывая, что каспийский фрахтовый рынок существует, в основном, за счет зерна, и другие товарные группы перевозятся не так интенсивно, сокращение или смещение экспортных зерновых потоков может привести к болезненным изменениям. Часть судовладельцев переместится из бассейна Каспийского моря в Азово-Черноморский регион – появится дополнительная конкуренция. Трейдерам предстоит искать других покупателей и подстраиваться под новые бизнес-реалии.
Зерновой портал Центрального Черноземья