Воронежская рабоче-упряжная лошадь

Воронежская рабоче-упряжная лошадь описание и фото

Крестьянам, жившим близ Хреновского конного завода по реке Битюг, окольными путями удавалось случать часть своих кобыл с находившимися в заводе жеребцами упряжных пород.

Наличие хороших естественных кормовых угодий в пойме реки Битюг создали благоприятные условия для выращивания улучшенной лошади, получившей название битюг по месту своего распространения.

Обладая сравнительно с местными лошадьми более крупным ростом, хорошими движениями и высокой работоспособностью, выращенные в условиях крестьянских хозяйств, неприхотливые к уходу и содержанию битюги охотно покупались крестьянами.

Не имея возможности в одиночку приобретать дорогостоящих тяжеловозов, крестьяне объединялись большими группами и в складчину покупали жеребцов — производителей тяжеловозных пород.

Однако, скрещивание битюга с клейдесдалями и частично шайрами не принесло пользы. Битюг стал утрачивать свои ценнейшие качества местной сельскохозяйственной пощади: приспособленность к местным условиям содержания, выносливость, подвижность и др.

 Жеребец-производитель Ворон. Воронежская рабоче-упряжная лошадь 

Жеребец-производитель Ворон, рожд. 1941 г.

Скрещивание битюга с английскими тяжеловозами нанесло битюгу первый значительный количественный урон, не затронув его основного типа.

Значительно большему изменению подвергся тип старого битюга в результате скрещивания его с орловским рысаком. Однако крестьяне, разводившие битюга, вели скрещивание весьма осторожно.

Улучшив тип старого битюга в сторону увеличения роста, улучшения подвижности и повышения темпераментности путем вводного скрещивания с тяжеловозами и рысистыми жеребцами, крестьяне сохранили ценные качества битюга: хорошую приспособленность к местным условиям содержания и использования.

Все же в условиях единоличных крестьянских хозяйств царской России при отсутствии единого плана работы эта весьма ценная группа не могла сложиться в большую группу близких по типу лошадей.

После революции в целях быстрейшего превращения районов наибольшего распространения воронежских упряжных лошадей в районы развитого племенного коневодства в 1939 г. был организован Верхне-Хавский государственный племенной рассадник.

Жеребец Ветерок, серый

Жеребец Ветерок, серый, рожд. 1942 г. колхоза имени Андреева, Верхне-Хавского района.

К концу Великой Отечественной войны основной костяк воронежских рабоче-упряжных жеребцов сохранился; кроме того, для работы в рассаднике были выделены наиболее массивные жеребцы орловской породы из Воронежской ГЗК, среди них Зверобой от Следопыта и Зазнобы; его промеры 165—170— 192—21,5, Брут от Барчука и Мести; промеры 164—164—196—23 и некоторые другие. Сохранилась небольшая группа упряжных кобыл, главным образом, старших возрастов.

В результате того, что количество маточного поголовья к концу войны резко сократилось, в случке использовались только лучшие, наиболее типичные жеребцы.

Использование в послевоенные годы лучших жеребцов оказало безусловно положительное влияние на формирование более однотипичной группы воронежских упряжных лошадей.

Современная воронежская рабоче-упряжная лошадь представляет собой средний тип сельскохозяйственной лошади, промежуточный между легко-упряжными и тяжелоупряжными лошадьми.

Воронежская упряжная лошадь массивнее и костистее рысака, подвижнее и темпераментнее тяжеловоза.

Она приближается к желательному типу универсальной лошади, о которой говорит старая русская поговорка «под воду и под воеводу». Она отлично приспособлена к местным условиям содержания, ухода и кормления, отличается высокой работоспособностью, хорошей плодовитостью и устойчива в передаче 10 своего типа и хозяйственно полезных признаков.

Даже в труднейших условиях военного времени в хозяйствах зоны Верхне-Хавского госплемрассадника выращивались такие прекрасные лошади, как воронежский упряжный Ветерок, рождения 1942 г., от Мальчика и Задумы (167—171 — 203—23,0) колхоза «Победа», Верхне-Хавского района.

Жеребец Казбек, вороной

Жеребец Казбек, вороной, рожд. 1937 г. колхоза «Красный горняк», Этильского района

Характерно, что госплеменные лошади коневодческих ферм колхозов зоны Верхне-Хавского госплемрассадника использовались во всех сельскохозяйственных и транспортных работах. В годы Великой Отечественной войны все воронежские упряжные лошади, в том числе и жеребцы-производители, при очень скудном кормлении выполняли огромную работу, сохраняя при этом удовлетворительные кондиции.

Воронежские упряжные лошади имеют гармоничное сложение, добрый нрав, нарядны, привлекательны, выносливы и доброезжи.

Кобылы, в значительной мере уступая в росте жеребцам, почти по всем промерам сохраняют соотношение к высоте в холке, характерное для воронежских упряжных лошадей. Несколько уменьшенное соотношение обхвата груди к высоте в холке объясняется тем, что кобылы, как правило, больше жеребцов используются в работах и имеют более низкую упитанность.

Кобыла Зоря, рыжая

Кобыла Зоря, рыжая, рожд. 1941 г. колхоза «Победа», Верхне-Хавского района.

Улучшение условий кормления, содержания и тренинг благоприятно сказываются на типе и качестве воронежских упряжных лошадей.

На проведенных в г. Воронеже в 1949 г. испытаниях на срочную доставку груза жеребец Актер, прошедший перед испытанием лишь незначительную подготовку, пробежал дистанцию в 1600 м с грузом в 700 кг за 4 мин. и 47 сек., тогда как в 1950 г., пройдя хорошую подготовку, легко окончил дистанцию в 2000 м с грузом в 800 кг за 4 мин. 40 сек.

Воронежская упряжная лошадь в 1949 и 1950 гг. на областных выставках племенного коневодства в г. Воронеже вызвала у многочисленных зрителей всеобщее одобрение.

Среди воронежских упряжных лошадей могут быть выделены 3 основных типа.

Желательный тип включает в себя лошадей, в равной мере удаленных от рысака и от тяжеловоза.

По сложению и по работоспособности лошади этого типа занимают промежуточное между тяжеловозом и рысаком положение и пригодны для универсального использования.

Облегченный тип, сюда относятся лошади, уклоняющиеся в сторону рысака; они характерны большей темпераментностью и большей подвижностью при меньшей выраженности рабочих упряжных форм.

Густой тип, к нему принадлежат лошади, уклоняющиеся в сторону тяжеловозов со следами влияния лошадей тяжелых пород, в частности, шайра и клейдесдаля. Эти лошади имеют более сырую конституцию, отличаются меньшей подвижностью, флегматичностью.

Дальнейшая работа с воронежской упряжной лошадью должна вестись исключительно путем разведения «в себе», в направлении закрепления и улучшения основного желательного типа.

Скрещивание воронежских лошадей с рысаком приведет к излишнему повышению темпераментности, к утере характерного рабоче-упряжного типа, к формированию типа легко-упряжной лошади. Скрещивание с жеребцами тяжелых пород сопровождается снижением в приплоде способности к быстрому бегу, повышением флегматичности, потерей отличной приспособленности к местным условиям содержания.

Работа с воронежской упряжной лошадью в послевоенный период велась, главным образом, в направлении количественного увеличения поголовья. В данный же период назрела необходимость наряду с дальнейшим количественным увеличением обратить серьезное внимание на улучшение качества лошадей. При строгом отборе и целеустремленном и продуманном подборе можно в сравнительно короткий срок избавиться от серьезных экстерьерных недостатков, наиболее часто встречающихся у этих лошадей — мягковатой спины, саблистости, сближенности в скакательных суставах, пороков копыт и др. Высокая работоспособность этих лошадей, проявляемая во всех сельскохозяйственных и транспортных работах, заслуженно оцененная местным колхозным крестьянством обязывает работников коневодства принять все меры для дальнейшего количественного и качественного роста этой весьма ценной группы лошадей.

Кобыла Нарядная, гнедая

Кобыла Нарядная, гнедая, рожд. 1940 г. колхоза имени Чапаева, Верхне-Хавского района.

Долголетнее всестороннее использование этих лошадей в условиях сельского хозяйства несомненно подтвердило их высокие пользовательные качества.

Имеют ли эти лошади племенные достоинства?

Профессор Кисловский в выступлении на 33 пленуме секции животноводства ВАСХНИЛ утверждал, что породы, обладающие промежуточным типом, не нужны. Он отметил, что имея ценные племенные породы лошадей крайних типов, с одной стороны рысака, с другой — тяжеловоза и используя их как улучшателей, можно создавать пользовательных лошадей промежуточного типа.

Между тем опыт работы ВерхнеХавского госплемрассадника показал, что воронежские упряжные жеребцы, обладая отличной работоспособностью, являются также хорошими улучшателями.

Кобыла Волга, вороная

Кобыла Волга, вороная, рожд. 1939 г.

Помеси первого поколения рысака, скрещиваемые с воронежскими упряжными лошадьми, давали прекрасных пользователъных лошадей.

Хозяйства, прилегающие к Верхне-Хавскому государственному племенному рассаднику, охотно приобретают воронежских упряжных лошадей. В 1950 г. хозяйства Березовского и Давыдовского районов Воронежской области купили в качестве улучшателей 15 воронежских упряжных жеребцов; в последующие годы количество продаваемых жеребцов несомненно будет быстро увеличиваться.

Становится ясным, что лошади промежуточного между рысаком и тяжеловозом типа, как наиболее отвечающие современным хозяйственно-экономическим требованиям, быстро будут увеличиваться и завоевывать свое место в социалистическом сельском хозяйстве нашей страны.

Заканчивая краткий обзор ценной группы лошадей прибитюжья, хочется выразить сожаление по поводу искусственно похороненного, исторически сложившегося названия этих лошадей — битюг.

Н. С. Устинов
 

Виды сельскохозяйственной деятельности: