Устройство распределительного механизма

Принцип действия распределительного механизма всех изучаемых дизельных двигателей и взаимное расположение его деталей одинаковые (см. рис.), но устройство отдельных деталей, их размеры и крепление различные.

распределительный и декомпрессионный механизмы двигателя СМД-14

Распределительный и декомпрессионный механизмы двигателя СМД-14:

1— распределительный вал; 2 —толкатель; 3 — штанга толкателя; 4 — крышка бокового люка блока цилиндров; 5 — блок цилиндров: 6 — выпускные каналы; 7 — головка цилиндров; 8 — распорная пружина коромысел; 9 — регулировочный винт с контргайкой; 10 — корпус колпака; 11 — коромысло; 12 — стойка валика коромысел; 13 — маслоподводящая трубка; 14 — колпак головки цилиндров; 15 — гайка крепления колпака; 16 — соединительная втулка валиков коромысел; 17 — валик коромысел; 18 — впускная труба (коллектор); 19 — сапун; 20 — сухарики клапана; 21 — тарелка пружины; 22—пружина клапана; 23 — валик декомпрессора; 24 — направляющая втулка клапана; 25 — впускной канал: 26 — фланец валика декомпрессора; 27 — фиксатор рычага декомпрессии; 28 — впускной клапан; 29 — тяга декомпрессии; 30 — выпускной клапан; 31 — рычаг декомпрессии; 32— картер шестерен распределения; 33—шестерня привода топливного насоса; 34—шестерня распределительного вала; 35 — промежуточная шестерня; 36 — крышка картера шестерен; 37 — втулка передней шейки распределительного вала; 38 — упорный винт с контргайкой; 39 — шестерня коленчатого вала; 40 и 43 — шестерни привода масляного насоса; 41 — коленчатый вал; 42 — храповик коленчатого вала

Клапаны подвергаются воздействию высоких температур и давлений, поэтому они изготовлены из особо прочных сталей: впускной клапан — из хромоникелевой или хромистой, а выпускной, нагревающийся значительно больше, — из жаростойкой стали — сильхром.

Различают тарелку и стержень клапана. Диаметр тарелок впускных клапанов всех изучаемых двигателей, кроме Д-108, несколько больше диаметра тарелок выпускных клапанов. Это делается для лучшего наполнения цилиндров воздухом.

клапанный механизм в двигателе трактора
 

Клапанный механизм:
1 — сухарик; 2 — тарелка пружин; 3— предохранительное кольцо; 4 — клапан; 5 — втулка клапана; 6 — втулка сухариков (двигатели АМ-41 и AM-01); 7 — опорная шайба пружин (двигатель АМ-01); 8 — сухарики клапана двигателя Д-108; 9 — впускной клапан двигателя Д-108; 10 — внутренняя пружина клапана; 11 — наружная пружина клапана; 12 — выпускной клапан двигателя Д-108; 13 — одинарная пружина (двигатели Д-37М, Д-37Е и Д-21); А — фаска тарелки клапана

Фаска А (рис. выше) тарелки клапана и фаска его седла в головке цилиндров выполнены под углом 45° (фаски впускных клапанов двигателя АМ-41 сделаны под углом 30°). Плотность прилегания фасок достигается притиркой клапана по седлу. Прорези или углубления, имеющиеся в тарелке клапана, нужны для соединения ее с инструментом, при помощи которого провертывают клапан во время притирки.

Плавный переход от тарелки к стержню придает клапану большую прочность, способствует лучшему отводу тепла от тарелки и уменьшает сопротивление движению газов.

Стержни клапанов точно обработаны по всей длине и с очень небольшим зазором установлены в чугунных втулках 5, запрессованных в головке цилиндров. На верхней части стержня сделана кольцевая выточка для двух 1 или трех 8 (двигатель Д-108) сухариков, соединяющих клапан с тарелкой 2 пружин. Между этой тарелкой и сухариками двигателей АМ-01 и АМ-41 установлена специальная закаленная втулка 6, через которую передается давление коромысла на клапан.

Такая конструкция дает возможность клапану во время работы двигателя поворачиваться во втулке. Этим обеспечивается равномерность износа торца стержня клапана и рабочей фаски его тарелки.

В тарелку 2 упирается одна или две (двигатели Д-50, СМД-14, АМ-01, АМ-41, Д-108) пружины, которые удерживают клапан в закрытом положении. Чтобы в случае поломки пружины или обрыва стержня клапан не упал в цилиндр, в канавке стержня под сухариками (двигатель СМД-14) установлено предохранительное пружинное кольцо 3.

Конец стержня клапана закален. Это уменьшает износ торца от действия бойка коромысла, который не только давит на торец, но и скользит по нему.

распределительный вал и передаточные детали в двигателе трактора

Распределительный вал и передаточные детали: а — коромысла, стойка, штанги; б — толкатели: в — схема поворота толкателей; г — распределительные валы; д — схемы фиксации валов от осевого перемещения: 1 — штанга: 2 — регулировочный винт; 3 — контргайка; 4 — коромысло; 5 — ось коромысла: 6 — гайка крепления стойки коромысел; 7 — валик декомпрессионного механизма двигателя СМД-14; 8 — стойка коромысел; 9 — цилиндрический толкатель: 10 — стопорное кольцо толкателя (двигатель Д-108); 11 — качающийся толкатель с роликом (двигатели АМ-01 и АМ-41); 12 — штанга декомпрессионного механизма (двигатель Д-108); 13 - втулка толкателя; 14 — кулачок вала; 15 — распределительный (кулачковый) вал; 16 — упорное кольцо или шайба: 17 — упорный фланец (плита); 18 - шестерня распределительного вала; 19 — гайка или болт крепления шестерни; 20 — шпонка или установочный штифт; 21 — дистанционная втулка; 22 — грибок: 23 — втулка шейки вала; 24 — упорный винт; 25 — крышка корпуса распределительных шестерен

Коромысла 4 (рис. выше), открывающие клапаны, свободно надеты на трубчатые стальные оси 5. Последние закреплены в чугунных стойках, привернутых к головке цилиндров. От осевого смещения коромысла удерживаются пружинами, надетыми на оси.

Коромысло отштамповано из стали, имеет бронзовую или чугунную втулку и два плеча. Длинное плечо, прилегающее к торцу клапана, заканчивается закаленным полированным бойком, а в короткое плечо ввернут регулировочный винт 2 с контргайкой. В нижний конец винта упирается штанга.

Поверхности трения (коромысло — ось и винт — штанга) смазываются маслом, которое подводится по трубчатой оси к втулкам и по сверлениям в коромыслах — к их регулировочным винтам.

Распределительные валы всех изучаемых дизельных двигателей имеют кулачки, опорные шейки и посадочное место для крепления ведущей шестерни. Валы изготовляют из стали, шейки и кулачки подвергают цементации и закалке на небольшую глубину, а их поверхности шлифуют.

Валы разных двигателей отличаются размерами, профилем, числом и расположением кулачков, способом фиксации от осевого перемещения. На каждый цилиндр приходится два кулачка — впускной и выпускной. Крайние и средние кулачки двигателей СМД-14 и Д-50 — выпускные, а остальные — впускные. Впускные и выпускные клапаны двигателей, имеющих несколько головок цилиндров (Д-21, Д-37М, Д-37Е, АМ-01, Д-108), чередуются между собой. Это сделано для взаимозаменяемости головок. Так же чередуются клапаны в головке цилиндров двигателя АМ-41, что вызвано особенностью расположения впускных и выпускных каналов (см. рис. 14, г), имеющих спиральную форму.

Форма и взаимное расположение заостренной части кулачков вала зависят от фаз газораспределения. Выпускные кулачки двигателей СМД-14, Д-50 и Д-108 тупые, т. е. имеют широкий носок, а впускные — острые. Поэтому выпуск продолжается дольше, чем впуск. У других изучаемых двигателей, имеющих одинаковую продолжительность впуска и выпуска, форма всех кулачков одинакова.

В распределительном валу двигателя Д-50 просверлен осевой канал для подвода смазки к его шейкам, а между шестым и седьмым кулачками есть утолщение, обработанное в виде червяка, для привода счетчика моточасов. Счетчик двигателей Д-50 более поздних выпусков получает привод от переднего конца вала, поэтому на нем червяка нет.

Распределительный вал двигателя Д-21 имеет две опорные шейки, АМ-41 — четыре, а у всех остальных двигателей — три шейки, которые вращаются в чугунных или стальных втулках остова. Масло к ним подводится под давлением. У двигателя Д-108 оно забрызгивается на поверхность шеек вала, выступающих из втулок, и по винтовым канавкам затягивается в зазор между шейкой и подшипником.

В одной из шеек распределительного вала имеется канавка или сверление для подвода масла в канал блока, от которого оно подается к коромыслам. Масло поступает в канал не непрерывно, а отдельными порциями, лишь в момент совмещения сверления или канавки шейки распределительного вала с каналом в остове двигателя. Такой способ подачи масла называется пульсирующим.

Ко втулкам коромысел двигателей АМ-01 и АМ-41 масло подается этим способом через каналы в осях толкателей, сверления в послед-

них, каналы штанг и сверления в коротких плечах коромысел. Ко втулкам коромысел двигателей воздушного охлаждения и Д-108 масло подается по специальной трубке.

Шестерня, ведущая вал, закреплена на его переднем конце шпонкой и гайкой (двигатели Д-50, АМ-01, АМ-41) или болтами с установочным штифтом.

Осевое перемещение вала в сторону блока ограничивается упором торца утолщенной части вала, диска или упорного кольца в торец втулки вала или стенку блока.

Перемещение вала в сторону крышки распределительных шестерен ограничивается упором этой крышки, упорным диском или регулировочным винтом крышки, как это показано на рис. 24.

Распределительные шестерни. Шестерня распределительного вала соединяется с ведущей шестерней коленчатого вала двигателя Д-108 непосредственно, а других двигателей через промежуточную шестерню.

Кроме этих шестерен, в передней части двигателя располагаются еще несколько: для привода топливного насоса, насосов системы смазки и гидросистемы трактора. Все эти шестерни называются распределительными. Они изготовлены из стали или чугуна. Для плавности передачи вращения и уменьшения шума шестерни большинства двигателей имеют косой зуб.

Точное взаимное положение достигается соединением шестерен между собой по меткам. Схема расположения шестерен и меток на них показана на рис.

распределительный вал и передаточные детали в двигателе трактора

Схемы расположения распределительных шестерен различных двигателей:
1— шестерня коленчатого вала; 2 — промежуточная шестерня; 3 шестерня распределительного вала; 4 — шестерня привода топливного насоса; 5 — шестерня привода масляного насоса; 6 — шестерня вала масляного насоса; 7 — шестерня привода насоса гидросистемы; 8 — шестерня привода насоса гидроусилителя управления трактором; 9 — промежуточная шестерня привода водяного насоса двигателя Д-108; 10 — шестерня привода водяного насоса двигателя Д-108; 11 — малая промежуточная шестерня привода масляного насоса двигателя Д-108-12 — промежуточная шестерня уравновешивающего механизма двигателя Д-21; 13 — шестерня привода уравновешивающего механизма двигателя Д-21

Толкатели и штанги. Движение кулачков распределительного вала к клапанам передается через толкатели, штанги и коромысла.

Толкатели по форме напоминают стакан, грибок. Трущиеся поверхности толкателя шлифуют. Цилиндрической частью он свободно перемещается в чугунной втулке, расточке кронштейна или блока.

Чтобы износ днища толкателя и его цилиндрической части был равномерный, толкатель, перемещаясь вверх и вниз, должен поворачиваться вокруг своей оси (см. рис. в выше). Для этого ось толкателя, имеющего плоское днище, смещена относительно середины кулачка.

Кулачок двигателя Д-50 не смещен относительно оси толкателя, но точка их касания не совпадает с осью, потому что днище толкателя имеет незаметную на глаз выпуклость, а кулачок изготовлен с небольшим конусом.

Толкатель 11 (см. рис. выше) двигателей АМ-01 и АМ-41 представляет собой ролик, сидящий на игольчатых подшипниках, ось которого закреплена в качающемся рычаге. При вращении кулачка толкатель поднимается и поворачивает рычаг, шарнирно надетый на трубчатую ось, которая закреплена в блоке двигателя. Поворот рычага передается штанге. Нижний конец штанги двигателей Д-50 и Д-108 закруглен, а верхний имеет наконечник в виде чашки под шаровидную головку регулировочного винта коромысла. Штанги остальных двигателей одинаково закруглены с обоих концов. Нижним концом штанга входит в углубление толкателя, а верхним — в выемку головки регулировочного винта. Наконечники штанг закалены.

Виды сельскохозяйственной деятельности: