Устройство для отбора мощности

Мощность трактора передается агрегатируемым с ним машинам и орудиям через навесное устройство гидросистемы, а также через прицепное устройство, валы отбора мощности и приводной шкив.

прицепное устройство тракторов

Прицепное устройство тракторов:

а — прицепное устройство трактора МТЗ-50; б — гидрофициро-ванный прицепной крюк трактора МТЗ-50; в — схема движения крюка; 1 — поперечина; 2 — проушина стяжки; 3 — распорная втулка; 4 — пальцы; 5 — серьга (вилка); 6 — шкворень; 7 — силовой цилиндр; 8 — серьга соединительной тяги; 9 — кронштейн; 10 — ось; 11 — соединительная тяга; 12 — стяжка соединительной тяги; 13 — прицепной крюк; 14 — защелка; 15 — отверстие для стопорения крюка; 16 пружина защелки; 17 — серьга маятникового типа

Прицепное устройство на тракторах. Используется для буксировки машин, орудий и тележек. Оно состоит из поперечены 1 (рис. ) и серьги 5 или гидрофицированного прицепного крюка 13. Прицепное устройство соединено с навесным устройством гидросистемы.

Перемещением прицепной серьги по поперечине изменяют точку прицепа в горизонтальной плоскости.

Высоту точки прицепа регулируют при помощи подъемных рычагов навесного устройства гидросистемы.

Гидрофицированный прицепной крюк 13 подвешен на двух стяжках 12 к подъемным рычагам навесного устройства и шарнирно связан спереди с остовом трактора. При помощи такого крюка тракторист может сцеплять или расцеплять агрегат со своего рабочего места.

Валы отбора мощности. Для приведения в действие рабочих органов присоединяемых к трактору машин все изучаемые тракторы оборудованы валами отбора мощности. Используя вал отбора мощности, можно механизировать различные работы не только в полеводстве, но и при заготовке и силосовании кормов, погрузочных и других сельскохозяйственных работах. Это повышает загрузку трактора и его годовую выработку.

Валы отбора мощности различаются по месту расположения на тракторе, способам привода и числу оборотов.

У тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 имеются задний, боковой и передний валы отбора мощности (ВОМ). У тракторов Т-40, Т-40А и Т-25 — только задний и боковой валы. У всех гусеничных тракторов изучаемых марок, кроме Т-100М, есть только задние ВОМ, а у самоходного шасси — только передний ВОМ.

По способу привода валы отбора мощности подразделяются на зависимые, полунезависимые, полностью независимые и комбинированные.

Зависимый привод имеет трактор Т-25. Такой вал приводится во вращение от коробки передач и останавливается при выключении главной муфты сцепления трактора. Зависимый привод не дает возможности разогнать рабочие органы приводимой машины при Неподвижном тракторе, останавливает ВОМ при каждой остановке трактора и переключении передач.

Зависимый привод ВОМ также и у тракторов ДТ-75 (с № 66 821) и ДТ-75М. Эти валы передают 100% мощности двигателя и имеют повышенную эксплуатационную надежность по сравнению с независимым приводом ВОМ трактора ДТ-75 первых выпусков, передававшим не более 75% мощности двигателя.

Недостатки независимых ВОМ, указанные выше, у тракторов ДТ-75 последних выпусков и ДТ-75М можно в значительной мере устранить: останавливать трактор (на непродолжительное время) выключением не главной муфты сцепления, а обоих тормозов планетарного механизма заднего моста. Тогда передача мощности через ВОМ не прерывается.

Полунезависимый привод у ВОМ трактора Т-54В и самоходного шасси Т-16М.

Этот привод позволяет валу вращаться с неизменной скоростью при переключении передач и во время разгона трактора, но не дает возможности включать и выключать ВОМ во время движения трактора.

Независимый привод получают ВОМ тракторов МТЗ-50, МТЗ-52, Т-40, Т-40А, Т-4. Их валы отбора мощности получают вращение непосредственно от коленчатого вала двигателя (Т-4) или от ведущей части главной муфты сцепления трактора, вращающейся всегда с коленчатым валом. Для включения и отключения ВОМ у этих тракторов есть самостоятельный механизм отключения муфты ВОМ (Т-40 и Т-40А), специальный механизм фрикционного типа (Т-4) или планетарный механизм с тормозами (МТЗ-50 и МТЗ-52). Поэтому такой привод ВОМ не зависит от работы главной муфты сцепления. Он позволяет включать или отключать вал отбора мощности как при стоянке, так и при движении трактора.

Скорость вращения валов отбора мощности с приводом от коленчатого вала или первичного вала коробки передач не зависит от скорости движения трактора и равна 535± ±15 об/мин. Валы с постоянной скоростью вращения используют для привода рабочих органов опыливателей и опрыскивателей, уборочных и некоторых других машин, работающих нормально только при неизменном скоростном режиме.

Если вал отбора мощности приводится в движение от промежуточного или вторичного вала коробки передач или валов заднего моста, то его скорость пропорциональна скорости движения трактора. Такой вал называется синхронным. Синхронные валы используют для привода высевающих аппаратов навесных сеялок или рабочих органов других машин, скорость которых должна быть согласована со скоростью передвижения трактора.

вал отбора мощности трактора МТЗ-50 и схема привода вала

Вал отбора мощности трактора МТЗ-50 и схема привода вала:

1 — валик управления с коромыслом; 2 — регулировочные винты тяги; 3 — отверстие; 4 — хвостовик вала отбора мощности; 5 — тормозная лента барабана вала водила; 6 — тормозной барабан водила; 7 — тормозная лента солнечной шестерни; 8 — тормозной барабан солнечной шестерни; 9 — сателлит; 10 — солнечная шестерня; 11 — водило; 12 — коронная шестерня; 13 — фиксатор; 14 — приводной вал коронной шестерни; 15 — муфта переключения; 16 — ведущий вал; 17 — рукоятка управления приводом ВОМ; 18 — ступица ведущей шестерни коробки передач; 19 — рычаг управления вала отбора мощности; 20 — сектор; 21 — тяга; 22 — вал; 23 — амортизационная пружина тяги; 24 — корпус планетарного механизма; 25 — ось крепления тормозных лент

У тракторов Т-40 и МТЗ-50 задний вал отбора мощности может иметь не только независимый, но и синхронный привод. Для получения синхронного привода муфту переключения 15 (рис. а) передвигают вперед до входа браслетного фиксатора 13 в переднюю кольцевую канавку приводного вала. При этом муфта 15 соединяется кулачками со ступицей ведущей шестерни 18 коробки передач.

Чтобы получить независимый привод ВОМ, муфту 15 передвигают назад (рис. в), соединяя ее внутренние зубцы с зубчатым венцом вала 22, который получает вращение от коленчатого вала двигателя. Если муфта 15 установлена рукояткой 17 в среднее положение (рис. г), привод ВОМ отключен.

Хвостовик заднего вала отбора мощности приводится в движение через понижающий планетарный редуктор. Схема устройства и действия этого редуктора сходна с аналогичным планетарным редуктором заднего моста трактора ДТ-75 и показана на рисунке.

Планетарный редуктор на тракторе. Состоит из коронной шестерни 12, трех сателлитов 9, водила 11, солнечной шестерни 10 и тормозных барабанов 6 и 8 с тормозными лентами 5 и 7. Коронная шестерня изготовлена как одно целое с приводным валом, а водило — с хвостовиком 4 вала отбора мощности.

Солнечная шестерня 10 вместе с барабаном 8 установлена на двух шариковых подшипниках, надетых на вал водила. На этом же валу жестко (шпонкой) закреплен тормозной барабан 6 водила.

Редуктор управляется рычагом 19, расположенным в кабине трактора. При установке рычага 18 в заднее положение тормозной барабан солнечной шестерни отпускается тормозной лентой 7, а тормозной барабан водила затягивается тормозной лентой 5. Водило, а с ним и хвостовик останавливаются. Сателлиты 9, получая вращение от коронной шестерни 12, вращают солнечную шестерню и незатянутый тормозной барабан 8.

Чтобы включить вал отбора мощности, рычаг 19 нужно переместить вперед по ходу трактора и закрепить его в таком положении защелкой, введенной в передний вырез сектора 20 (рис. б). При этом тормозной барабан водила растормаживается, а тормозной барабан солнечной шестерни затягивается тормозной лентой 7. Сателлиты, увлекаемые коронной шестерней, перекатываются по неподвижной солнечной шестерне и вращают водило и хвостовик, скорость вращения которых в 1,47 раза меньше скорости вращения коронной шестерни.

Когда рычаг 19 управления валом отбора мощности установлен в среднее положение сектора, оба тормозных барабана редуктора отпущены.

Чтобы отрегулировать тормоза редуктора, нужно ввести в отверстие 3 болт, ввинтить его в корпус заднего моста и зафиксировать валик 1. Затем завернуть регулировочные винты 2 до отказа, после чего отвернуть каждый винт на три оборота. Проверяют легкость вращения хвостовика вала отбора мощности от руки. Если он вращается туго, надо дополнительно отвернуть регулировочные винты на пол-оборота. При этом длину тяги 21 регулируют так, чтобы защелка рычага 19 входила в средний вырез сектора 20.

Вал отбора мощности трактора ДТ-75:

1 - ведущий вал; 2 – ось рычага; 3 - рычаг переключения; 4 – рычаг вилки; 5 - корпус вала отбора мощности; 6 – пробка-сапун; 7 - ведущая шестерня; 8 - ведомый вал; 9 - пружинное упорное кольцо; 10 - стопорное кольцо; 11 - масляная шестерня; 12 - ведомая шестерня; 13 - спускная пробка; 14 - кожух; 15 - валик переключения; 16 - вилка переключения; 17 — фиксатор; 18 - тяга ВОМ; 19 — рычаг; 20 — кронштейн

Устройство вала отбора мощности трактора ДТ-75 показано на рис. выше. Он приводится во вращение от ведущего вала увеличителя крутящего момента через понижающую пару шестерен 7 и 12, расположенную в корпусе 5. Шестерни смазываются трансмиссионным маслом, которое заливают в корпус через отверстие, закрываемое пробкой-сапуном 6, до уровня контрольной пробки.

На ступице ведомой шестерни 12 свободно вращается шестерня 11. Она всегда находится в зацеплении с шестерней 7 ведущего вала и подает масло для смазки его подшипников при выключенном ВОМ, как показано на рисунке. Чтобы включить вал, нужно опустить рычаг 19. Вилка 16 переместит шестерню 12 назад, фиксатор 17 удержит шестерню во включенном состоянии.

ВОМ трактора Т-74 конструктивно похож на ВОМ трактора ДТ-75, но его ведущая и ведомая шестерни расположены в корпусе на одной высоте, поэтому в нем нет масляной шестерни.

У трактора Т-4 узел ВОМ тоже имеет пару цилиндрических шестерен, но для независимого включения и выключения ВОМ есть многодисковая сухая непостоянно замкнутая муфта сцепления.

Приводной шкив на тракторе. Устанавливают на тракторе для того, чтобы при его помощи через приводной ремень вращать валы силосорезок, молотилок и других стационарных машин. У большинства тракторов приводной шкив вращается валом отбора мощности. Шкивы располагаются позади трактора, с правой или левой стороны. Шкив трактора Т-25 монтируется на правом конце промежуточного вала коробки передач. У других изучаемых тракторов он имеет свой корпус с конической парой шестерен, который крепится чаще всего к корпусу заднего моста.

приводной шкив трактора МТЗ-50 (МТЗ-52)

Приводной шкив трактора МТЗ-50 (МТЗ-52):

1 — шкив; 2 — шайба; 3 — резиновое уплотнение; 4 — сальник; 5 — крышка подшипника; 6 — стакан подшипника; 7 — регулировочные прокладки; 8 — резиновое кольцо уплотнения; 9 — сапун; 10 — распорная втулка; 11 — вал шкива с ведомой шестерней; 12 — рукав шкива; 13 — специальная гайка; 14 — установочный болт; 15 — вал привода шкива с ведущей шестерней; 16 — корпус шкива; 17 — пробка маслозаливного отверстия; 18 — пробка контрольного отверстия; 19 — груз для балансировки шкива

В качестве примера на рисунке показана конструкция шкива трактора МТЗ-50. Зазор в зацеплении конических шестерен регулируют прокладками в пределах 0,35—0,45 мм.

дополнительное оборудование тракторов

Дополнительное оборудование тракторов:

а — компрессор для накачивания шин; б — приспособление для подъема трактора над грунтом; в — буксирное устройство с амортизатором; г — силовой цилиндр для изменения колеи задних колес; 1 — впускной клапан; 2 — пружина клапана; 3 — головка цилиндра компрессора; 4 — шариковый клапан; 5 — пружина клапана; 6 — корпус бокового ВОМ; 7 — трубка компрессора; 8 — крышка корпуса воздушного фильтра; 9 — распорка набивки фильтра; 10 — решетка; 11 — войлочная прокладка; 12 — вата фильтра; 13 — резиновый колпачок (ставится при отсоединенном шланге); 14 — штуцер со шлангом для накачки шин; 15 — корпус воздушного фильтра; 16 — пробка отверстия для слива масла из корпуса фильтра; 17 — тяга управления боковым ВОМ; 18 — крышка подшипника; 19 — ограничитель хода рычага; 20 — передвижная шестерня бокового ВОМ; 21 — рычаг тяги; 22— валик управления; 23 — поводок подвижной шестерни; 24 — коленчатый вал привода компрессора; 25 — компрессионное кольцо; 26 — поршень; 27 — палец; 28 — замок поршневого пальца; 29 — шатун; 30 — крышка шатуна; 31 — вкладыши шатуна; 32 — цилиндр компрессора; 33 — шлицевой конец бокового ВОМ

Дополнительное оборудование тракторов. Некоторые тракторы оснащены специальными приспособлениями (рис.) или устройствами для облегчения трудоемких работ по настройке трактора или ухода за ним. К таким устройствам относятся: приспособление для подъема колес за счет энергии двигателя (МТЗ-50), гидравлические цилиндры для изменения колеи ведущих колес (Т-28Х), компрессор для накачивания шин (МТЗ-50), а также буксирные крюки или другие устройства для буксировки трактора.

Дополнительным оборудованием являются и приборы для электрического освещения трактора и иное электрическое оборудование, которое изучается по специальным учебникам.