Уход за системой водяного охлаждения трактора

уход за системой водяного охлаждения трактораПравила ухода за системой водяного охлаждения трактора. При работе двигателя трактора нужно следить за тем, чтобы температура воды в системе охлаждения была в пределах 85— 95° С. Регулируют температуру прикрытием радиатора шторкой или жалюзи.

Когда двигатель перегревается, его необходимо остановить и проверить состояние и натяжение ремня вентилятора и уровень воды в радиаторе. Если необходимо, воду доливают.

Для проверки уровня воды пробку открывают очень осторожно, так как при этом вода вскипает и может выброситься из горловины. Сначала дают двигателю несколько остыть, а затем, встав с наветренной стороны и надев рукавицы, открывают пробку.

Доливают воду в перегретый двигатель трактора тонкой струей и обязательно при работающем двигателе, так как попадание холодной воды в головку цилиндров может привести к образованию трещин в ней из-за неравномерного охлаждения.

Особо важное значение имеет предупреждение отложения накипи в водяной рубашке и трубках радиатора. Накипь плохо проводит тепло, поэтому при ее появлении резко ухудшается действие системы охлаждения. Образуется накипь вследствие выпадания в осадок минеральных солей, растворенных в воде.

Вода, содержащая много солей, называется жесткой. Приблизительно о жесткости воды можно судить по намыливанию рук: в жесткой воде мылится плохо. В системах охлаждения лучше всего применять дождевую или снеговую воду, в которой нет солей. Если же приходится использовать жесткую воду, ее нужно предварительно умягчить.

Наиболее распространенный способ умягчения воды — ее кипячение в течение 30— 40 мин. За это время большая часть солей выделяется из воды. После кипячения воде дают отстояться и затем заливают в систему. Вода, слитая из двигателя, равноценна кипяченой, поэтому ее собирают для повторного использования.

Умягчают воду и кальцинированной (стиральной) содой: на каждые 10 л воды добавляют 10—12 г соды. Раствор тщательно перемешивают и после отстаивания заливают в систему через воронку с мелкой сеткой. Существуют и другие способы умягчения воды.

Ежесменно очищают защитную сетку радиатора, проверяют плотность соединений, не допуская течи воды; замеряют ее уровень в радиаторе (он должен быть не ниже 50— 80 мм от верха горловины). Если наблюдается большой расход воды при отсутствии течи, проверяют паровоздушный клапан.

Периодически промывают систему охлаждения трактора чистой водой для удаления из нее ржавчины и, других осадков, а также промывают сердцевину радиатора снаружи и продувают ее сжатым воздухом.

При технических уходах № 1 и 2 смазывают подшипники вентилятора. Для этого тщательно протирают масленку и делают 3—4 нагнетания солидола шприцем. Проверяют уровень масла в полости шкива вентилятора двигателей Д-50 первых выпусков, повернув шкив так, чтобы заливное отверстие расположилось горизонтально.

Одновременно проверяют натяжение ремней вентиляторов. О нем судят по величине прогиба ремня от усилия, приложенного в середине наиболее длинного участка ремня (между шкивами).

При техническом уходе № 3 систему охлаждения промывают и, при необходимости, удаляют из нее накипь. Для промывки систему заполняют раствором, состоящим из 150 г тринатрийфосфата, 20 г едкого калия, 25 г каустической соды и 10 л воды.

Двигатель прогревают до 80—85° С, после чего раствор сливают и прополаскивают систему водой.

Накипь из системы охлаждения трактора удаляют сразу же после ее промывки. Для этого пользуются раствором бельевой (1 кг соды и 0,5 л керосина на 10 л воды) или каустической соды (750—800 г соды и 0,25 л керосина на 10 л воды). Заполнив систему охлаждения таким раствором, работают на тракторе в течение одной смены. После этого промывочную жидкость сливают, заполняют систему чистой водой и, дав двигателю поработать 3—5 мин, воду спускают. Промывают систему водой несколько раз.

Если в системе охлаждения трактора нет деталей из алюминиевых сплавов, то после удаления накипи содовым раствором рекомендуется дополнительная очистка 4%-ным раствором ингибированной соляной кислоты (ВТУ 2345-50). Раствор нагревают до 40—50° С, заливают в систему и, дав двигателю поработать 15—20 мин, сливают. После этого систему тщательно промывают водой, как было указано выше.

При сезонном техническом уходе проверяют работу термостата и показания термометра. Термостат вынимают из корпуса, осматривают и убеждаются в отсутствии повреждений. Затем помещают его в ванночку с холодной водой и, нагревая ее, смотрят, при какой температуре происходит открытие центрального клапана. Он должен начинать открываться при температуре 70° С и достичь полного открытия при температуре 83° С. Полный ход клапана равен 8,5—9,5 мм. В случае необходимости термостат заменяют.

Термометр проверяют путем сравнения его показаний с показаниями жидкостного термометра, опущенного в заливную горловину радиатора.

Виды сельскохозяйственной деятельности: