Перевозка пчёл

Особенности перевозки пчёл.

Во время перевозки мы нарушаем привычные для пчел условия жизни — улей подвергается сотрясениям, а пчелы лишаются возможности вылетать из него. В точение длительного периода эволюционного развития с такими условиями они никогда в природе не встречались. Поэтому во время перевозки пчелы сильно возбуждаются, гудят, ищут любые щели, чтобы вылезти из улья с яростным намерением жалить и отогнать врага, причинившего им беспокойство.

Долгое время пчеловоды возили пчел, не считаясь с их состоянием. Однако недавние исследования показали, что можно перевозить семьи и в более спокойном состоянии, если поглубже изучить реакцию их на те особые условия, а которые их ставит пчеловод.

Под влиянием сотрясения, как и всякого другого беспокойства, в гнезде семьи быстро повышается температура. Вместо нормальной 34—35°С она достигает 37°С и даже 38°С. Снизить температуру усилением вентиляции пчелы не могут, так как их возбуждение чрезмерно велико. В таких условиях они могут отреагировать на ее повышение только выкучиванием из гнезда, как это они делают а ульях, стоящих на солнцепеке во время сильной жары. Пчелы наполняют зобики медом, выходят из улья и прививаются гроздью вне гнезда. Они сидят неподвижно, собравшись в свободном пространства) под дном или на зетененной стенке улья.

Эту особенность и надо использовать, чтобы перевозить пчел в сравнительно спокойном состоянии, то есть им надо дать возможность покинуть гнездо, тогда семья успокоится. Для этого а закрытом улье необходимо над рамками создавать свободное от сотов пространство, в котором пчелы, покинувшие гнездо, собираются в неподвижные грозди. В гнезде после этого температура постепенно снижается до нормальной. Вели в это время где-либо в улье открыть щель, то через нее выйдут несколько спокойных пчел, которые станут «обследовать» окружающее место.

В современных типовых ульях предусмотрено свободное пространство, необходимое в улье на время перевозки (рис.). Это пространство над рамками образуется подкрышником и бортами крыши, причем в передней и задней стенках крыши имеются вентиляционные отверстия. В таких ульях пород перевозкой необходимо только вынуть из улья потолок (холстик) и подушку.

В ульях старых конструкций, где свободное пространство над рамками не предусмотрено, можно ставить пустые магазины или плотно надевающиеся крыши с бортами, обеспечивающими свободное пространство над рамками (15 см).

С состоянием пчел во время перевозки тесно связана и вентиляция улья. Возбужденные пчелы потребляют очень много кислорода, и это вынуждает пчеловодов помещать на гнезда «кочевые сетки», закрывающие сверху почти всю площадь улья.

Если же пчёл перевозить в относительно спокойном состоянии, то, отреагировав на повышение температуры, семья успокаивается и в особо сильной вентиляции тогда не нуждается. При открытом сверху гнезде достаточно иметь вентиляционные окна, закрытые проволочными сетками в передней и задней стенках крыши. Во время хода автомашины всегда ощущается движение воздуха. Им-то и следует воспользоваться для усиления вентиляции. Надо, чтобы обдувались не только ульи крайних рядов, но и ульи, расположенные в середине кузова. Для этого их следует поставить не плотно один к другому, а так, чтобы между рядами оставались сквозные щели около 10 см ширины для протока воздуха. При этом у переднего борта автомашины должен быть оставлен свободный проход для встречного воздуха.

Для устройства вентиляционной щели берут два бревна толщиной около 10 см и длиной, равной длине кузова автомашины. Чтобы ульи не сдвинулись и не закрыли щель, бревна скрепляют двумя поперечными досками и устанавливают между рядами так, чтобы одно находилось на уровне середины нижнего ряда, а другое — верхнего. Образовавшаяся щель позволяет надежно увязывать ульи веревками и создает хорошую вентиляцию.

Опыты показали, что если подготовить ульи с пустым пространством сверху рамок и в кузове автомашины оставить продольные щели для воздуха, то пчел можно свободно перевозить в любое время, в том числе и днем, без какого-либо вреда для пчел и их расплода. Перевозка же пчел в дневное (светлое) время суток заметно облегчает работу пчеловода и шофера.

Свободное пространство должно быть обязательно сверху над рамками. Это правило станет понятным, если вспомнить, что потревоженные пчелы всегда собираются вверху (например, в роевне, ящике), и это движение совпадает с направлением их выхода (выпучивания) при перегреве гнезда.

В Институте пчеловодства проводили также опыт перевозки пчел с открытыми летками. Во избежание потерь ульи на автомашине накрывали большой нейлоновой сеткой. Такая перевозка возможна с соблюдением некоторых предосторожностей: в леток дают несколько клубов дыма и улей несут к автомашине, мотор которой уже должен работать до прибытия на место и выгрузки последнего улья. Через открытые летки во время движения выходит немного пчел, но они тут же собираются в группки на ульях и едут к новому месту стоянки.

В современных типовых ульях подготовка пчел к перевозке не отнимет много времени. Рамки в них имеют утолщенные боковые разделители, благодаря которым в корпусе с полным комплектом рамок соты стоят неподвижно и не могут раскачиваться. Такой улей с полным комплектом сотов всегда готов к перевозке без каких-либо подготовительных работ.

В ульях старых конструкций, где нет разделителей, рамки необходимо специально закреплять, вставляя в каждую улочку по краям две планки шириной и толщиной 10—12 мм и длиной на 1/3 высоты рамок (съемные разделители). В один конец планки вбивают гвоздики, на которых она висит и не проваливается в улочку. При перевозке пчел на медосбор нет смысла оставлять тяжеловесные медовые соты. Их отбирают, а взамен ставят рамки с пустыми сотами. В надставочных ульях надо скрепить дно с корпусом, магазинами и крышей в одно целое. Наиболее удобно это делать с помощью широкой прорезинненой ленты, которой обхватывают с боков весь улей. Концы лент скрепляют и затем натягивают.

Лучше всего перевозить пчел рано утром. В конце дня ульи готовят к перевозке (вынимают потолок и подушки), а рано утром наглухо закрывают летки, грузят на автомашину и везут. Летки следует закрыть так, чтобы свет не мог проникнуть, в противном случае пчелы будут собираться и возбужденно толпиться около него. На новом месте ульи расставляют на выбранной площадке в прохладное время летками на юг или юго-восток, в жаркое время — на север. Как только их расставят, открывают летки, предоставляя пчелам возможность облететься. К вечеру в них возвращают потолочины и подушки.

О запаривании пчел при перевозке. Во время перевозки в жаркую погоду пчелы могут погибнуть вследствие запаривания: они становятся мокрыми (откуда и произошло название этого явления), падают на дно улья и погибают. Семья может полностью погибнуть за два-три часа. Запаривание может произойти не только во время перевозки, но и на пасеке, если в жаркую погоду во время медосбора случайно остался закрытым леток, и пчелы оказались лишенными возможности вылетать из улья.

Запаривание пчел тесно связано с густотой корма, которым они питаются. При перевозке семей во время отсутствия медосбора, когда пчелы питаются густым медом, нет опасности их запаривания. Во время перевозки при интенсивном медосборе, когда в ульях много жидкого нектара, опасность запаривания возрастает.

Использование источников медосбора. Семьи пчел перевозят с целью большего сбора меда и опыления энтомофильных сельскохозяйственных культур. Весной пасеку разбивают на маленькие группы, чтобы охватить большую территорию с медоносными растениями. Если позволяет кормовая база, пасека может здесь находиться весь сезон. Обычно же пчел перевозят несколько раз для сбора меда с растений, цветущих в неодинаковое время и произрастающих на разных земельных угодьях.

Одноразовая перевозка применяется в тех случаях, когда медоносная растительность более или менее равномерно распределена по всей территории. Такие условия имеются, например, в местностях с большими площадями лугов, перелесков, пастбищ, в степи, в горах. Использование нескольких источников нектара — обычный способ увеличения медосбора. Так, растения в низинах зацветают раньше, на возвышенностях позже и на южных склонах раньше, чем на северных. В этих случаях пасеки перевозят среди лета несколько раз.

Чтобы получить высокий медосбор, необходимо создать семьям все условия для интенсивной работы. Важнейшее значение имеет число семей, размещенных на одном месте (точке). Если, например, в радиусе лёта пчел за день выделяется 200 кг нектара и его собирает 40 семей, то каждая сможет принести в улей по 5 кг. Но если в той же местности будет стоять 100 семей, то медосбор уменьшится до 2 кг на семью. Поэтому крупные пасеки, следует размещать в нескольких местах, удаленных на 2-4 км одно от другого.

Изучение опыта передовых пчеловодов показало, что в местностях, где отсутствуют сильные медоносы, а те, что есть, распылены среди других растений (не медоносов) или имеются цветущие массивы слабых медоносов (сады, подсолнечник и др.), следует ставить на одном месте не более 40 семей. У массивов гречихи, эспарцета, клевера и других на одном точке следует держать не более 70 семей и только у массивов сильнейших медоносов — липы, кипрея, хлопчатника и других — не более 100.

Расставлять ульи с пчелами надо возможно ближе к цветущему массиву. Пчелы эффективно собирают нектар в радиусе 0,5—1 км. Опыты показали, что при полетах далее одного километра пчелы приносят в улей лишь половину взятого нектара. Полет за два километра уменьшает принос его на 60%, а за три — на 70%. Следовательно, приближение пчел к источнику нектара значительно повышает эффективность их лётной работы. Правильное размещение пасеки в зависимости от имеющейся медоносной базы — первейшее условие получения высокого медосбора.

Профессор Г.Ф.Таранов

Виды сельскохозяйственной деятельности: