Основные показатели, характеризующие работу тракторного двигателя

двигатель на трактореРабота тракторного двигателя характеризуется главным образом его мощностью и экономичностью.

Действующая на поршень сила давления газов передается через шатун на кривошип, создавая крутящий момент на коленчатом валу двигателя. Для определения величины крутящего момента умножают силу, вращающую кривошип (в кгс), на радиус кривошипа (в м). Величина крутящего момента выражается в килограммометрах (кгс-м).

Двигатель на тракторе, развивая определенный крутящий момент, совершает работу. Работа, выполненная в единицу времени, называется мощностью.

Различают индикаторную и эффективную мощность.

Индикаторной называется мощность, развиваемая газами внутри цилиндров двигателя трактора. Ее определяют при помощи прибора — индикатора.

Эффективной, т. е. полезной, называется мощность, которая снимается с коленчатого вала двигателя и передается ведущим колесам или рабочему оборудованию трактора. Эффективная мощность меньше индикаторной на величину потерь мощности при работе двигателя (на трение его деталей и привод его механизмов) .

Мощность двигателя трактора зависит от литража двигателя, силы давления газов в цилиндре и числа оборотов двигателя. Мощность каждого двигателя непостоянна, она изменяется с изменением количества подаваемого за цикл топлива и скорости вращения коленчатого вала. С увеличением числа оборотов двигателя мощность сначала возрастает до определенного предела, а при дальнейшем повышении числа оборотов снижается главным образом потому, что ухудшается наполнение цилиндров воздухом.

Экономичность работы двигателя на тракторе оценивается, главным образом, величиной расхода топлива (в г) на единицу эффективной мощности за 1 ч (в э. л. с .-ч). Эта величина называется удельным расходом топлива и определяется путем деления часового расхода топлива (в г) на мощность двигателя (в л. е.). У современных дизельных двигателей тракторов удельный расход топлива не превышает 205 г/э. л. с.-ч.

Удельный расход топлива увеличивается, если двигатель на тракторе работает с недогрузкой, т. е. не использует полностью своей эффективной мощности. Для повышения экономичности тракторист должен всегда загружать двигатель до мощности, близкой к максимальной.

Экономичность работы двигателя на тракторе зависит от степени использования тепла, выделившегося при сгорании топлива. На полезную работу, получаемую на валу дизельного двигателя, расходуется не более 35% этого тепла. Вся остальная энергия топлива теряется в системе охлаждения двигателя (25—32%), уходит с отработавшими газами (20—25%), расходуется на преодоление трения и работу вспомогательных механизмов (10—23%).

Чем меньше изношен двигатель на тракторе и лучше отрегулированы его механизмы, тем меньше потери энергии топлива при работе двигателя, тем больше эффективная мощность.

Виды сельскохозяйственной деятельности: