Одноплунжерный топливный насос распределительного типа НД-21

Одноплунжерный топливный насос распределительного типа НД-21. Плунжер этого насоса совершает возвратно-поступательное движение и вращается вокруг своей оси, подводя топливо поочередно ко всем цилиндрам двигателя. Диаметр плунжера насосов разных моделей от 8 до 10 мм, ход плунжера 8 мм.

одноплунжерный топливный насос НД-21/4

Одноплунжерный топливный насос НД-21/4

1 — установочный фланец; 2 — шлицевая втулка; 3 — стяжной болт; 4 — крышка с манжетой; 5 — толкатель; 6 и 9 — нижняя и верхняя тарелки пружины; 7 — пружина плунжера; 8 — зубчатая втулка (шестерня); 10 — плунжер; 11 — промежуточная шестерня, 12 — дозатор; 13 — плунжерная втулка; 14 — стяжная гайка; 15 — головка насоса; 16 — штуцер высокого давления; 17 — установочный штифт; 18— вал регулятора; 19 — крышка регулятора; 20 — сапун; 21 — крышка с корректором; 22 — внутреннее плечо рычага управления (рычаг пружины регулятора); 23 — шестерня вала регулятора; 24 — пружина регулятора; 25 — регулировочный винт корректора; 26 — пружина корректора; 27 — корпус корректора; 28 — штифт корректора; 29—рычаг корректора; 30 — ось серьги пружины; 31 — ось вильчатого рычага; 32 — груз регулятора; 33 — скользящая муфта; 34 — ступица грузов: 35 — корпус насоса; — эксцентриковый вал; 37 — штифт; 38 и 41 — ведомая и ведущая конические шестерни: 39— демпферная (амортизационная) пружина; 40 — ограничительная шайба; 42— пробка сливного отверстия; 43 — кулачковый вал; 44 — штуцер отвода отсеченного топлива; 45 — штуцер подвода топлива; 46 — привод дозатора; 47 — сухарь привода дозатора; 48 — пружина обогатителя; 49 — тяга регулятора; 50 — стопор толкателя; 51 — пробка контроля уровня масла; 52 — подкачивающая помпа; 53 и 54 — винты минимальных и максимальных оборотов; 55 — рычаг управления; 56 — вильчатый рычаг

одноплунжерный топливный насос НД-21/4

В алюминиевом корпусе 35 (рис. выше) расположены насосная секция, регулятор с механизмом управления, кулачковый вал 43 и вал 36 с эксцентриком привода подкачивающей помпы. Насосная секция состоит из головки 15, плунжерной втулки 13, плунжера 10, дозатора 12, пружины 7, зубчатой втулки (шестерни) 8 и тарелок 6 и 9. Втулка 13 фиксируется относительно головки установочным штифтом 17 и плотно притянута к ней стяжной гайкой 14.

В головке установлены штуцеры 16 с клапанами двойного действия. Во втулке 13 выполнены два всасывающих отверстия Д, окно Б и распределительные каналы Е. В центральном отверстии этой втулки установлен с очень малым зазором полированный плунжер 10. Когда пружина 7 опускает плунжер вниз, топливо из полости всасывания по двум отверстиям Д поступает в надплунжерное пространство. Когда кулачок вала 43 насоса через толкатель 5 поднимает плунжер, топливо частично вытесняется из надплунжерного пространства обратно во всасывающую полость, а затем нагнетается через канал Г и распределительную канавку В в один из распределительных каналов втулки и головки насоса.

Одновременно с перемещением вверх и вниз плунжер при помощи конической пары шестерен 38 и 41, вала 18 и цилиндрических шестерен 23, 11 и 8 приводится во вращение. За один оборот вала насоса плунжер совершит два или четыре двойных хода (в зависимости от числа цилиндров двигателя) и всегда— один оборот вокруг своей оси. Плунжер насоса четырехцилиндрового двигателя за один оборот вала должен совершить четыре нагнетания, поэтому кулачок вала имеет четыре выступа.

схема действия насоса НД-21/4

Схема действия насоса НД-21/4:

а — нет подачи топлива; б — подача топлива; в — отсечка топлива; г — разгрузка топливопровода; 57 — ограничитель подъема нагнетательного клапана; 58 — нагнетательный клапан; 59 — седло клапана; 60 — разгрузочный клапан (обозначения остальных деталей те же, что на рис. выше)

В штуцере головки насоса установлены два подпружиненных клапана: верхний нагнетательный 58 (рис. а) и нижний разгрузочный 60. Их опорные поверхности плоские. Когда подачи топлива нет, нагнетательный клапан опускается на седло 59, а разгрузочный закрывает калиброванное отверстие (жиклер) Ж нагнетательного клапана.

При нагнетании топлива оба клапана приподнимаются на 0,5—0,6 мм и пропускают топливо к форсунке (рис. б).

В момент отсечки клапаны опускаются (рис. в); нагнетательный клапан садится на свое седло, не допуская обратного движения топлива. Однако по инерции немного топлива проходит через жиклер, отжимая разгрузочный клапан (рис. г), поэтому давление в топливопроводе резко снижается.

Количество топлива, подаваемого насосом, регулируется перемещением дозатора 12 по плунжеру: чем выше расположен дозатор, тем позже наступает отсечка, тем больше величина подачи. Выключение подачи достигается перемещением дозатора вниз. Момент начала подачи устанавливают, изменяя зацепление цилиндрических шестерен и положение шлицевой шайбы привода насоса, как у насосов типа ТН и УТН.

 

Поделиться в Моем Мире  Добавить в Twitter   Поделиться в Facebook Опубликовать в своем блоге livejournal.com  Сохранить закладку в Google  Забобрить  Поделиться ВКонтакте