Однодисковые постоянно замкнутые муфты сцепления

Муфта сцепления тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52. Ведущая часть муфты состоит из маховика 2 (рис.), нажимного диска 3 и опорного 4, привинченного к маховику.

муфта сцепления тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 и детали ведомого диска

Муфта сцепления (а) тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 и детали ведомого диска (б):

1 — корпус; 2 — маховик; 3 — нажимной диск; 4 — опорный диск, 5 —вилка; 6 — шлицевая ступица; 7 — вал силовой передачи; 8 — ступица ведомого диска; 9 — пружина; 10 — ведомый диск; 11— отжимной рычаг; 12— под-си пятник; 13 — литой выступ; 14 — палец; 15 — регулировочный винт; 16 — контргайка; 17 — отжимной подшипник; 18 — отводка; 19 — кронштейн отводки; 20 — насос гидросистемы; 21 — шестерня включения насоса; 22— промежуточная шестерня; 23—шестерня трубчатого вала; 24, 25 и 26 — подшипники; 27 — трубчатый вал; 28 — вал привода BOM; 29 — ведомая шестерня привода BOM; 30 — стакан; 31 — пружина; 32 — упругая пластина; 33 — фрикционные накладки; 34 — регулировочное кольцо; 35 — поддерживающий диск; 36 — фрикционное кольцо; 37 — штифт-заклепка

Сквозь прямоугольные отверстия опорного диска пропущены три выступа 13, отлитые за одно целое с нажимным диском. Благодаря этому он вращается вместе с опорным диском и в то же время имеет возможность перемещаться в продольном направлении.

Опорный диск через приваренную к нему шлицевую ступицу 6 соединен с трубчатым валом 27. Задний конец этого вала опирается на шариковые подшипники 25 и 26. Выполненная за одно целое с трубчатым валом шестерня 23 зацеплена с шестерней 29 привода вала отбора мощности (ВОМ) и шестерней 22 привода масляного насоса гидросистемы.

Ведомый диск 10 установлен на шлицах вала 7 силовой передачи, пропущенного сквозь трубчатый вал. Вал 7 вращается в подшипниках, которые установлены на его заднем конце и посередине. Передний конец вала опоры не имеет.

Ведомый диск — стальной, с фрикционными накладками 33. Передняя накладка приклепана непосредственно к диску, а задняя — через упругие пластины 32. Это улучшает плавность включения муфты.

Со ступицей 8 ведомый диск соединен устройством, называемым гасителем крутильных колебаний. В совмещенные окна фланца ступицы, ведомого 10 и поддерживающего 35 дисков заложены восемь спиральных пружин 9. Отогнутые наружу кромки окон дисков удерживают эти пружины от выпадания. Ведомый и поддерживающий диски соединены между собой штифтами-заклепками 37. Штифты изготовляют такой длины, чтобы после сборки гасителя крутильных колебаний фрикционные 36 и регулировочные 34 кольца, установленные с обеих сторон фланца ступицы, были плотно прижаты к нему дисками

Когда во время работы муфты вследствие неравномерности нагрузки и упругости деталей возникают крутильные колебания вала 7, то фланец ступицы 8 повертывается на некоторый угол относительно ведомого диска, сжимая пружины 9. Силы трения, возникающие при этом между фрикционными кольцами и дисками, обеспечивают быстрое гашение колебаний.

Двенадцать пружин 31, размещенных в стаканах 30, зажимают ведомый диск между маховиком и нажимным диском. Механизм управления имеет три отжимных рычага 11, которые посредством пальцев 14 шарнирно прикреплены к выступам 13 нажимного диска.

Фигурные гнутые пружины, надетые на рычаги 11, повертывают их внутренние концы по направлению к маховику. Поэтому регулировочные винты 15, ввернутые в рычаги, оказываются постоянно слегка прижатыми к подпятникам 12, прикрепленным к опорному диску.

На трубчатом кронштейне 19, привинченном к перегородке корпуса, установлена отводка 18 с шариковым отжимным подшипником 17. Два горизонтальных пальца отводки входят в прорези вилки 5, закрепленной на поперечном валике 48 (рис. ниже). На левом наружном конце этого валика установлен рычаг 47, соединенный тягой 46 с нижним концом рычага педали 38.

механизм управления муфтой сцепления тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52

Механизм управления муфтой сцепления тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52:

38 — педаль; 39 — пол кабины; 40 — рычаг сервомеханизма; 41 — стакан; 42 — пружина сервомеханизма; 43 — упорный болт; 44 — кронштейн; 45 — болты; 46 — соединительная тяга; 47 — рычаг муфты; 48 — поперечный валик. Обозначения остальных деталей те же, что и на рис. выше

Для выключения муфты нажимают на педаль. Движение от нее через тягу 46 рычага 47 и вилку 5 передается отводке 18 и она перемещается вперед. Подшипник 17, отжимая внутренние концы рычагов 11, повертывает их относительно подпятников 12. В результате этого нажимной диск 3 отводится назад, освобождается ведомый диск 10 и таким образом передача вращения на вал 7 прекращается. В то же время трубчатый вал 27, постоянно соединенный с опорным диском, продолжает вращаться и приводит в действие вал отбора мощности и насос гидросистемы.

Пружина 42, упираясь через опорную шайбу в болт 43, удерживает педаль в верхнем положении. В начале выключения эта пружина сжимается, что несколько увеличивает сопротивление педали. Но после того как стакан 41 и рычаг 40, повертывающийся вместе с рычагом педали, расположатся на одной прямой, пружина начнет разжиматься и облегчать выключение. Такое устройство называют пружинным сервомеханизмом.

Подшипник 17 смазывают при сборке специальной тугоплавкой смазкой Л3-31M. Смазку добавляют лишь через 960 ч работы. Для этого отвертывают пробку с левой стороны корпуса и делают шприцем 8—10 нагнетаний в масленку, ввинченную в торец левого пальца отводки. Как заменитель используют консистентную смазку ЦИАТИМ-201.

Регулировка муфты сцепления. При сборке регулировочные винты 15 завинчивают так, чтобы расстояние от рабочей поверхности рычагов до фланца шлицевой ступицы 6, приваренного к опорному диску, было 28,5—29,5 мм. Разница в этом размере для отдельных рычагов не должна превышать 0,3 мм. Затем, регулируя длину тяги 46, устанавливают отводку 18 в такое положение, чтобы зазор между подшипником 17 и рычагами 11 был 4 мм. Этому зазору соответствует свободный ход педали, равный 50 мм. Замер делают по ее верхней точке.

В процессе эксплуатации периодически регулируют только длину тяги 46, когда вследствие износа дисков ход педали становится меньше 35 мм. Чтобы пружина сервомеханизма не мешала определению свободного хода педали, завертывают болт 43 до упора в кронштейн 44 и ослабляют затяжку болтов кронштейна. Изменяя длину тяги 46 навинчиванием или свинчивание^ ее резьбовых наконечников, устанавливают необходимый свободный ход педали. После этого повертывают до отказа влево кронштейн 44, затягивают болты 45 и вывертывают упорный болт 43 из кронштейна так, чтобы педаль надежно возвращалась в исходное положение и достаточно плотно прижималась к кромке пола кабины. Если длина упорного болта будет недостаточна для надежного возврата педали, повертывают кронштейн 44 по часовой стрелке.

Муфта сцепления трактора Т-25. Схема ее подобна муфте трактора МТЗ-50. Отличается она лишь меньшими размерами и некоторыми особенностями устройства деталей.

муфта сцепления трактора Т-25

Муфта сцепления трактора Т-25:

1— ведомый диск; 2 — нажимной диск; 3 — подпятник; 4 — маховик; 5 — опорный диск; 6 — отжимной рычаг; 7 — пружина отжимного рычага; 8 — корпус; 9 — регулировочный болт; 10 — отжимной подшипник, И — кронштейн отводки; 12 — отводка; 13 — пружина отводки; 14 — трубчатый вал, 15 — стакан; 16 — сапун; 17 — шестерня привода насоса гидросистемы; 18 и 39 — подшипники; 19 — вал муфты сцепления; 20 — стопорные кольца; 21 — вал коробки передач; 22 — соединительная муфта; 23 — шпонки; 24 и 28 — сальники; 25 — шлицевая муфта; 26 — пробка; 27 — тяга; 29 — вилка; 30 — рычаг; 31 и 32 — пружины, 33 — стакан пружины; 34 — штифт; 35 — прокладка; 36 и 38 — шлицевые ступицы; 37 — маслоотражатель

Передний конец трубчатого вала соединен со шлицевой ступицей 38 (рис.), приклепанной к опорному диску 5, а задний — с внутренними шлицами муфты 25, которая опирается на два шариковых подшипника 18. На наружном шлицевом пояске муфты 25 установлена шестерня 17 привода масляного насоса гидросистемы.

Узел шестерни привода масляного насоса смонтирован в стакане 15, который плотно входит в расточку корпуса и вместе с фланцем кронштейна 11 отводки крепится болтами. Шестерня и подшипники смазываются маслом, заливаемым в полость стакана. Утечка масла из этой полости предотвращается сальниками 24 и 28. Стыковые поверхности уплотнены прокладками.

Ведомый диск стальной, с двумя фрикционными накладками. Обе накладки приклепаны к нему без упругих пластин. Диск приклепан непосредственно к шлицевой ступице 38 вместе с маслоотражателем 37. Последний при сборке обращают в сторону маховика и таким образом предотвращают попадание масла на рабочие поверхности дисков.

Ведомый диск установлен на шлицевом пояске вала 19. Передний конец этого вала опираемся на двухрядный шариковый подшипник 39, помещенный в расточке торца коленчатого вала. Задний конец вала 19 зажат между боковинами жесткой соединительной муфты 22 и опирается на выступающий конец первичного вала 21 коробки передач.

Под пружины 32, находящиеся в стаканах 33, подложены теплоизоляционные прокладки 35. Они предохраняют пружины от такого нежелательного явления, как отпуск в случае перегрева нажимного диска 2. Это может случиться, если диски муфты сцепления станут пробуксовывать.

Смазка в отжимной подшипник 10 закладывается при его изготовлении и в процессе эксплуатации не добавляется. Подшипник 39 и поверхность скольжения отводки 12 смазывают при ремонте.

Во время сборки муфты сцепления отжимные рычаги 6 регулируют болтами 9 так, чтобы расстояние между рабочей поверхностью рычагов и опорным диском было в пределах 27—30 мм. Разница для отдельных рычагов не должна превышать 0,1 мм.

Зазор между отжимными рычагами и отжимным подшипником должен быть 2—3 мм. Его устанавливают, изменяя длину тяги 27.
 

Виды сельскохозяйственной деятельности: