Общая схема системы тракторного двигателя

Система смазки тракторного двигателя обеспечивает непрерывную подачу масла к трущимся деталям, циркуляцию его, очистку, а при необходимости и охлаждение.

Системы смазки всех представленных дизельных двигателей комбинированные. Это значит, что масло к трущимся деталям подводится несколькими способами: под давлением, разбрызгиванием и самотеком.

Система смазки трактора — это резервуар для масла, насос, маслоподводящие трубки и каналы, маслоочистители, радиатор, контрольные приборы и некоторые другие устройства.

принципиальная схема комбинированной системы смазки тракторного двигателя

Принципиальная схема комбинированной системы смазки тракторного двигателя:

1 — поддон картера; 2 масляный насос; 3 — редукционный клапан; 4 — сливной канал; 5 — сливной клапан; 6 — калиброванное отверстие; 7— предохранительный клапан; 8 — клапан-термостат; 9 — радиатор; 10 — фильтр грубой очистки; 11 — реактивная масляная центрифуга; 12 — масляная магистраль; 13—манометр; 14, 15 и 17 — маслоподводящие каналы; 16 — полость шатунной шейки для центробежной очистки масла

На рисунке выше показана принципиальная схема комбинированной системы смазки трактора, типичная для всех тракторных двигателей. Масло заливают в поддон 1, откуда оно забирается масляным насосом 2 и нагнетается в систему двумя потоками.

Большая часть масла через калиброванное отверстие 6 идет в радиатор 9, а остальное — в реактивную масляную центрифугу 11. Отсюда очищенное масло сливается в поддон. Калиброванное отверстие 6 ограничивает количество масла, уходящего в радиатор, и этим поддерживает достаточно высокое давление в центрифуге, что необходимо для ее хорошей работы. Масло к радиатору некоторых двигателей подается независимым потоком с помощью отдельной секции масляного насоса.

Охлажденное в радиаторе трактора масло проходит через фильтр 10 и нагнетается в магистраль 12, а из нее по каналам отводится к различным механизмам.

Например, кривошипно-шатунный механизм смазывается так: из магистрали по каналам 14 масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала, смазывает их и далее по каналам 17 попадает в полости 16 шатунных шеек. Здесь оно подвергается центробежной очистке и поступает к шатунным подшипникам, а от них по каналам 15 в шатунах — к поршневым пальцам.

Масло, выдавливаемое из зазоров подшипников, разбрызгивается движущимися деталями. Образуется масляный туман, который оседает на поверхностях цилиндров, поршней толкателей и других деталей и тем самым смазывает их. Стекающее с деталей масло снова собирается в поддоне картера.

В рассматриваемой схеме центрифуга находится в ответвлении от основного потока масла. Очищенное в ней масло идет не сразу на смазку, а сначала сливается в поддон. Благодаря многократному прохождению через центрифугу срок службы масла значительно увеличивается.

На некоторых тракторных двигателях стоит только одна центрифуга, а масляного фильтра нет. В этом случае через нее проходит весь поток масла, нагнетаемого насосом. Часть очищенного масла, расходуемого на привод центрифуги, сливается в поддон, а остальное подается к трущимся деталям. Такая центрифуга называется полнопоточной.

На работу системы смазки оказывает влияние число оборотов коленчатого вала, температура и степень износа деталей двигателя, сопротивление фильтров, радиатора и т. п. Чтобы с изменением этих факторов не нарушалась нормальная подача масла, в системе смазки есть автоматически действующие устройства — клапаны.

Редукционный клапан 3 предотвращает чрезмерное повышение давления, создаваемого масляным насосом при пуске холодного двигателя, когда масло имеет повышенную вязкость. Со стороны нагнетательной полости на клапан действует давление, создаваемое масляным насосом, а с противоположной стороны на него давит пружина.

Когда давление в нагнетательной полости превышает сопротивление пружины, клапан открывается и перепускает избыток масла в поддон или же во всасывающую полость насоса.

Предохранительный клапан 7 установлен параллельно фильтру грубой очистки 10. С одной стороны на него действует давление нефильтрованного масла, а с другой — давление фильтрованного масла и пружины, отрегулированной на заданный перепад (разность) давлений до и после фильтра. Когда сопротивление фильтра из-за его загрязнения или нагнетания холодного масла превышает величину перепада давлений, клапан открывается, и часть масла перепускается в магистраль, минуя фильтр.

При сильном загрязнении фильтра в магистраль идет все масло через клапан, т. е оно не очищается. Это вызывает усиленный износ деталей двигателя, но все же предохраняет его от аварии.

Клапан-термостат 8 установлен параллельно радиатору. Если в системе циркулирует холодное масло, то вследствие его повышенной вязкости сопротивление радиатора увеличивается. Когда это сопротивление превышает перепад давлений, на который отрегулирована пружина, то клапан открывается и масло перепускается в магистраль, минуя радиатор.

Некоторые двигатели в дополнение к клапану-термостату или вместо него имеют кран-переключатель, при помощи которого в холодное время года можно совсем отключить масляный радиатор. На двигателях небольшой мощности масляный радиатор не устанавливают, поэтому нет надобности и в клапане-термостате и в кране-переключателе.

Сливной клапан 5 поддерживает постоянное давление в масляной магистрали. С одной стороны на него действует давление, созданное в магистрали, а с другой — усилие пружины, отрегулированной на определенное давление. Через клапан сливается избыток масла. Во время работы нового или малоизношенного двигателя сливной клапан открыт постоянно.

В системах смазки некоторых двигателей сливного клапана вообще нет. Постоянное давление в магистрали поддерживается за счет работы редукционного клапана, который регулируют на сравнительно небольшое давление.

Виды сельскохозяйственной деятельности: