Коммерсантъ: ФАС примеривает закон "О торговле" к ценообразованию

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) нашла неожиданное применение закону "О торговле". До сих пор большинство претензий службы по нему относилось к торговым сетям. Теперь ФАС взялась за поставщиков. "Русский холодъ", один из крупнейших производителей мороженого в РФ, признан нарушителем закона за включение в цену товара платы за пользование фирменными морозильниками. Арбитражные суды приняли сторону ФАС, "Русский холодъ" обжалует их решения в Верховном суде. Актуальность спору придает то, что в условиях частичного запрета импорта продовольствия сети вынуждены уступать поставщикам, навязывающим им свои условия.
24 сентября Верховный суд зарегистрировал жалобу ОАО "Торговый дом "Русский холодъ"" по делу против ставропольского управления ФАС. При проверке сети магазинов "Закрома" в Ставропольском крае ФАС обнаружила в договоре поставки с "Русским холодом" условие о взимании с сети платы за пользование морозильным оборудованием. Возбудив дело, служба выяснила, что такие условия являются типовыми и включены во все договоры поставки компании. При этом шесть из десяти покупателей морозильники не получали, но цена договора от этого не менялась. Таким образом, сделала вывод ФАС, покупатели оплачивали оборудование, которое ими не используется.
В итоге служба зафиксировала нарушение порядка ценообразования (ст. 13 закона "О торговле") в виде включения в цену товара платы за пользование морозильниками. ФАС предписала "Русскому холоду" пересмотреть существующие договоры поставки с контрагентами, а для аренды оборудования заключить отдельный договор. Арбитражные суды трех инстанций согласились с ФАС, что "Русский холодъ" создает дискриминационные условия для одних потребителей перед другими тем, что по условиям договора включает в цену товара плату за пользование морозильным оборудованием при отсутствии его фактического использования. Этим компания возлагает бремя содержания собственного оборудования (которое к тому же рекламирует ее продукцию) на контрагентов, подчеркнули суды. Юристы отмечают, что дело "Русского холода" является интересным и нетипичным из-за применения закона "О торговле" против поставщика. Ранее большинство претензий ФАС касалось торговых сетей, для противодействия росту цен в которых и принимался закон.
Однако ст. 13 закона "О торговле" запрещает нарушать "установленный нормативно-правовыми актами" порядок ценообразования. "Акта, устанавливающего формирование цены на мороженое, в принципе не существует, а все доводы ФАС заключаются в том, что поставщик возлагает лишние расходы на покупателя",— обращает внимание гендиректор юридической компании "НП-Эдвайс" Наталья Пантюхина. При этом ни один из контрагентов "Русского холода" в ФАС не жаловался и к участию в деле не привлечен. "Получается, что служба признает нарушением включение в договоры любых условий, влияющих на цену и запрещенных ст. 9 закона "О торговле", забывая, что эти цены не являются нормативно регулируемыми",— недоумевает старший юрист фирмы "Линия права" Алексей Костоваров.
Отметим, что государство регулирует только цены в сфере естественных монополий и на социально значимые товары и услуги. На продовольствие, согласно закону "О торговле", предельные цены могут вводиться только для социально значимых продуктов при резком (свыше 30%) скачке розничной цены в течение месяца. Ограничений цен на другие виды продовольствия, включая мороженое, закон не предусматривает. 27 августа в Госдуму был внесен законопроект о предельном размере торговых надбавок для производителей, переработчиков, магазинов и общепита, но пока он не назначен даже к первому чтению.
Впрочем, действия ФАС могут объясняться конъюнктурой. Вызванный санкциями частичный запрет импорта продовольствия дал поставщикам возможность выдвигать сетям свои условия и навязывать дополнительные услуги, что чревато ростом цен для конечного потребителя. Это вызывает увеличение числа претензий ФАС к последним (см. также стр. 12). "Такой ситуации нельзя исключать, учитывая изначальную политическую подоплеку закона "О торговле" и функциональную направленность ФАС на выполнение социального заказа",— отмечает господин Костоваров."Коммерсантъ"№177 от 01.10.2014