Маховик

Маховик в двигателе трактора уменьшает неравномерность вращения коленчатого вала, выводит поршни из мертвых точек и помогает двигателю преодолевать повышенные нагрузки, возникающие при трогании трактора с места и во время работы. Маховики всех двигателей отлиты из чугуна. Их размеры зависят от скорости вращения вала и числа цилиндров; многооборотные и многоцилиндровые двигатели имеют более легкие маховики.

Для определения в. м. т. в первом цилиндре или для нахождения положения вала, соответствующего началу подачи топлива насосом, на маховиках наносят метки или сверлят углубления. На ободе маховика дизельного двигателя напрессован стальной зубчатый венец для вращения вала от пускового устройства.

К задней плоскости маховика крепится ведущая часть муфты сцепления силовой передачи трактора. Маховики многих двигателей имеют сверления для удаления масла, которое может вытекать из подшипника, расположенного в торце коленчатого вала.

Основные сведения о шатунно-кривошип-ном механизме различных двигателей приведены в табл. 3.
 

Уравновешивание двигателей. Колена вала четырехцилиндровых двигателей расположены под углом 180°. При этом силы инерции двух крайних поршней и шатунов, движущихся в одну сторону, почти полностью уравновешиваются силами инерции двух средних поршней и шатунов, движущихся в противоположную сторону (рис. а).
 

схемы уравновешивания тракторных двигателей и детали уравновешивающего механизма

Схемы уравновешивания двигателей тракторов и детали уравновешивающего механизма

а — схема уравновешивания двухцилиндрового двигателя Д-21; б — схема уравновешивания  четырёхцилиндровых  двигателей Д-5Э, СМД-14, Д-108; в — детали уравновешивающего механизма двигателя АМ-41; 1 — поршень; 2— шатун; 3— коленчатый вал; 4— противовес на шкиве вала; 5 — противовес на маховике; 6 — маховик; 7 — противовес на щеке вала; 8—промежуточные шестерни; 9—шестерня вала уравновешивающего механизма; 10 — грузы; 11 — шестерня уравновешивающего механизма двигателя АМ-41; 12 — зубчатый венец щеки коленчатого вала; 13—корпус; 14 — блок-картер; 15 — прокладка

Двигатель АМ-41 имеет специальный механизм, который полностью уравновешивает инерционные силы частей, перемещающихся в цилиндрах (рис. в).

Уравновешивающий механизм расположен внутри поддона картера. Его корпус прикреплен снизу к блоку цилиндров. В корпусе, на двух неподвижных осях с шарикоподшипниками, вращаются два блока шестерен с приливами-грузами 10 (рис. в). Эти грузы, служащие противовесами, приводятся во вращение зубчатым венцом четвертой щеки коленчатого вала со скоростью, вдвое большей скорости вращения вала. Метки на венце и шестернях совмещают так, чтобы грузы шестерен занимали нижнее положение, когда поршень первого цилиндра находится в в. м. т.

При вращении коленчатого вала вертикальная составляющая центробежной силы грузов-противовесов всегда равна по величине и противоположна по направлению неуравновешенной силе инерции поршней. В результате этого значительно снижается вибрация двигателя АМ-41 и всего трактора.

Колена вала двухцилиндрового тракторного  двигателя Д-21 тоже расположены под углом 180°. Уравновешивающий механизм этого двигателя состоит из двух грузов, укрепленных на концах балансирного вала. Последний опирается на втулки, приводится во вращение от коленчатого вала и имеет с ним одинаковое число оборотов. Центробежные силы шатунов и колен вала уравновешиваются противовесами щек и приливами.

Колена вала шестицилиндрового двигателя АМ-01 расположены под углом 120°. Это позволяет уравновесить силы инерции кривошипно-шатунного механизма без применения дополнительных устройств.

Виды сельскохозяйственной деятельности: