Коробка передач трактора Т-74

Коробка передач трактора Т-74.

На большинстве тракторов Т-74 установлена шестиступенчатая трехходовая коробка передач, имеющая внутренний редуктор. В ней может быть смонтирован ходоуменьшитель, который позволяет получить замедленные передачи: три переднего и одну заднего хода.

Коробка передач трактора Т-74

Коробка передач трактора Т-74:

1 — корпус; 2 — промежуточный вал; 3 — вторичный вал; 4 — вилка переключения редуктора; 5 и 6 — вилки; 7— первичный вал; 8—фиксатор; 9 — пружина; 10 — валик блокировки; 11 — валик включения I, II, IV и V передач; 12 — валик включения III, VI передач и заднего хода; 13 — валик переключения редуктора; 14 — валик включения ходоуменьшителя; 15 — рычаг валика блокировки; 16 — горловина; 17 — набивка сапуна; 18 — масломерный стержень; 19 — крышка; 20 — вилка включения ходоуменьшителя; 21 — дополнительный вал; 22— сливная пробка; 23 — поперечный брус рамы; 24 — траверса; 25 — болт крепления коробки; 26 — регулировочные прокладки; 27 — сферическая шайба; 28 — коробка механизма переключения; 29 — кулиса; 30 — колонка рычага; 31 — пружина рычага; 32 — рычаг переключения передач; 33 — рычаг переключения редуктора; 34 — ограничительная шпилька

Корпус 1 (рис. выше) коробки передач трактора своей привалочной плоскостью прилегает к корпусу заднего моста и притянут к нему болтами. Впереди он опирается на поперечный брус 23 рамы через сферическую шайбу 27, которую можно регулировать по высоте прокладками 26. В корпусе на подшипниках установлены четыре вала: первичный 7, вторичный 3, промежуточный 2 и дополнительный 21. В коробке без ходоуменьшителя дополнительного вала нет. На рис. выше показано натуральное взаимное расположение валов, а на рис. ниже, чтобы лучше видеть взаимное расположение шестерен, валы показаны развернутыми в одной плоскости.

 Разрез-развертка коробки передач трактора T-74 

Разрез-развертка коробки передач трактора T-74:

1 — корпус; 2, 7, 15, 19, 21, 32, 34, 35, 36, 37 и 39 — подшипники; 3 — каретка ходоуменьшителя; 4 — стопорное кольцо; 5 — шестерня ходоуменьшителя; 6 — дополнительный вал; 8 — крышка, 9—10 — каретка редуктора; 11 — втулка; 12 и 14 — регулировочные прокладки; 13 — стакан подшипников; 16 — вторичный вал; 17 — крышка; 18 и 20 — стопорные кольца; 22 — первичный вал; 23 — шестерня II и V передач; 24—25 — каретка II и V, I и IV передач; 26 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 27 — шестерня постоянного зацепления; 28 — промежуточный вал; 29 — каретка III и VI передач и заднего хода; 30 — шестерня III и VI передач; 31 — крышка; 33 — ведомая шестерня ходоуменьшителя; 38— маслоразбрызгивающая шестерня; 40 и 41 — двойная шестерня заднего хода и постоянного зацепления

Шлицевые концы первичного вала 22 (см. рис. выше) выходят из корпуса. На переднем конце этого вала закреплена вилка промежуточного соединения, а на заднем надета втулка для соединения вала с механизмом привода ВОМ. По шлицам первичного вала могут перемещаться каретки 24—25 и 29. На шлицах промежуточного вала 28 неподвижно закреплены шестерни 23, 26, 27 и 30.

Вторичный вал 16 изготовлен вместе с конической шестерней. На нем последовательно установлены роликовый подшипник 35, шестерня 33 замедленных передач, упорная шайба, подшипники 37 и 36, шестерни 40 и 41 заднего хода, шлицевая втулка 11 и два шариковых радиально-упорных подшипника 15. Все эти детали стянуты гайкой, навинченной на переднем конце вала. Под фланец стакана 13 подложены стальные прокладки 12, предназначенные для регулировки зацепления конических шестерен. Под фланцем крышки 17, которая крепится к корпусу вместе со стаканом, также есть прокладки 14 для регулировки осевого перемещения (0,3 мм) вторичного вала в радиально-упорных подшипниках.

По шлицам втулки 11 может перемещаться двойная каретка 9—10 редуктора. На шлифованном пояске ступицы шестерни 33 вращается маслоразбрызгивающая шестерня 38 вместе с запрессованной в нее бронзовой втулкой. В коробке без ходоуменьшителя вместо шестерни 33 установлена дистанционная втулка.

На всех передачах вращение с первичного вала на вторичный передается через промежуточный вал. Для получения первых трех передач каретку 9 редуктора вводят в зацепление с шестерней 26 промежуточного вала.

Если теперь попарно соединять шестерни 25 и 27, 24 и 23, 29 и 30, то соответственно будут получены I, II и III передачи. Если каретку 9—10 редуктора переместить вперед, так, чтобы в зацепление вошли зубья шестерен 10 и 23, то обороты вторичного вала увеличатся. Поэтому, соединяя те же шестерни 25 и 27, 24 и 23, 29 и 30, соответственно получают IV, V и VI передачи.

Для получения заднего хода шестерню 29 вводят в зацепление с шестерней 40 (на развертке шестерни показаны удаленными друг от друга). Поскольку шестерня 40 изготовлена за одно целое с шестерней 41, а последняя постоянно зацеплена с шестерней 27, то ясно, что промежуточный вал станет вращаться в противоположную сторону (по сравнению с предыдущими случаями, когда с его шестернями непосредственно зацеплялись шестерни первичного вала). Если теперь перемещать каретку 9—10 редуктора и соединять шестерни 9 и 26, 10 и 23, то соответственно получим I и II передачи заднего хода.

Дополнительный вал 6 постоянно соединен с промежуточным валом 28, так как шестерни 5, 41 и 27 все время находятся в зацеплении. Если каретку 3 ходоуменьшителя переместить по шлицам и соединить с шестерней 33, то вторичный вал 16 будет вращаться втрое медленнее дополнительного. Поэтому, изменяя обороты промежуточного вала 28 поочередным соединением шестерен 25 и 27, 24 и 23, 29 и 30, 29 и 40, получают замедленные передачи соответственно I, II, III и заднего хода.

Механизм переключения имеет два рычага. Левым рычагом 32 (см. самый верхний рисунок) при помощи валиков 11 и 12 и вилок 6 и 5 перемещают каретки на первичном валу и таким образом переключают передачи. Правым же рычагом 33, воздействующим на валики 13 и 14 с вилками 4 и 20, переключают редуктор. Положение рычагов, соответствующее включению различных передач, показано на самом верхнем рисунке.

Одновременное включение двух передач предотвращается кулисой 29. Механизм блокировки подобен рассмотренным выше.

Прочность деталей трактора Т-74 не допускает, чтобы сопротивление агрегатируемых с ним машин превышало 3000 кгс. На замедленных же передачах сила тяги трактора может быть больше. Чтобы избежать поломок при случайном агрегатировании с трактором чрезмерно тяжелых машин, замедленные передачи блокированы. Для этого в колонке рычага установлена шпилька 34, предотвращающая соединение рычага с крайним правым валиком 14.

Если необходимо использовать замедленные передачи без риска вызвать поломки трактора, то снимают пломбу и, вывинтив пробку из колонки, извлекают шпильку. Когда необходимость использования замедленных передач минует, шпильку 34 снова ставят на место, завинчивают пробку и пломбируют колонку. В коробках передач без ходоуменьшителя валика 14 нет.

Детали коробки передач трактора смазывают автотракторным трансмиссионным маслом (нигролом). Масло в корпус коробки заливают через горловину 16 до метки на контрольном стержне, закрепленном в пробке горловины. При движении трактора масло разбрызгивается вращающимися шестернями, а во время остановки с работающим двигателем шестерней 38 (см. рис. выше), соединяемой с кареткой 29, когда последняя занимает нейтральное положение.
 

Виды сельскохозяйственной деятельности: