Гидравлический насос тракторов

гидравлический насос трактора

Гидравлический насос:

1 — крышка насоса; 2 — резиновое уплотнение, ограничивающее полость гидравлического поджима втулок; 3 — пластина резинового уплотнения; 4 — корпус насоса; 5 — ведущая шестерня насоса с приводным валом; 6 — задние втулки; 7 — ведомая шестерня с осевым каналом вала (для отвода утечки масла); 8 — передние поджимные втулки; 9 — резиновые кольца уплотнения; 10 — полость высокого давления для гидравлического поджима втулок; 11 — болт крепления крышки; 12 — отверстие для отвода утечки масла; 13 — самоподжимной сальник; 14 — стопорное кольцо; 15 — упорное кольцо; 16 — направляющие проволоки

Гидравлический (масляный) насос (рисунок) имеет ведущую 5 и ведомую 7 шестерни, расположенные в корпусе 4 и получающие вращение от распределительных шестерен двигателя. Корпус закрыт крышкой 1, привернутой винтами. Через отверстие в крышке проходит шлицевой конец вала ведущей шестерни, уплотненный самоподжимным сальником 13.

схемы гидравлического поджима втулок на тракторах

Схемы гидравлического поджима втулок (а), их разворота (б) и отвода масла из «запертого» объема между зубьями шестерен (в). Наименование деталей указаны под первым рисунком

В корпусе имеются две полости (рис.): всасывающая Д с круглым входным отверстием и нагнетательная Е с продолговатым или круглым выходным отверстием меньшего сечения. При вращении шестерен масло переносится зубцами из всасывающей полости в нагнетательную так же, как у шестеренчатого насоса системы смазки двигателя. Но в отличие от него насос гидросистемы может подавать масло под высоким давлением (до 135 кгс/см2). Это достигается следующими устройствами.

Валы, изготовленные как одно целое с шестернями ведущей 5 (см. рис. первый) и ведомой 7, вращаются в бронзовых поджимных втулках 6 и 8, свободно вставленных в корпус насоса. Лыски, имеющиеся в местах соприкосновения втулок, не дают им проворачиваться. Передние втулки уплотнены в крышке корпуса двумя резиновыми кольцами 9. Между торцовыми поверхностями втулок и крышкой образуется кольцевая полость 10, сообщенная с нагнетательной полостью насоса.

При работающем насосе масло, находящееся в полости 10, постоянно прижимает передние втулки к торцам шестерен, а шестерни — к торцам задних втулок. Поэтому торцовый зазор, который у обычных масляных шестеренчатых насосов при износе деталей увеличивается, в данном насосе автоматически выбирается за счет приближения передних втулок и остается неизменным, равным толщине масляной пленки.

Силе, с которой втулки прижимаются маслом к торцам шестерен, противодействует давление (на эти же втулки) масла, имеющегося во впадинах между зубцами шестерен и в нагнетательной полости насоса (рис. второй, а). Но это противодавление распределяется по поверхности торцовой части втулок неравномерно: в полости всасывания внутреннего давления масла на втулки нет, а по мере приближения к нагнетательной полости оно возрастает. Давление же на втулки со стороны кольцевой полости гидравлического поджима, если масло заполнит всю эту полость, окажется равномерным.

Если на втулки будет оказано противодавление масла в сторону полости всасывания, они прижмутся к шестерням в этом месте с большей силой, чем со стороны полости нагнетания. Это приведет к перекосу втулок.

Чтобы избежать такого перекоса, часть полости гидравлического поджима, расположенную против полости всасывания, изолируют от давления масла резиновым кольцом 2, внутри которого заложена фигурная пластина 3 с вырезом в середине (или резиновым вкладышем, который прижимается через резиновую пластину крышкой и плотно охватывает поверхности бронзовых втулок, не допуская пропуск масла).

Свободное плавающее положение поджимных втулок 6 и 8 обеспечивается зазором между ними и корпусом, а также зазором между лысками соседних втулок. Чтобы через этот зазор масло не перетекало из нагнетательной полости во всасывающую, его устраняют, развернув втулки в сторону вращения ведомой шестерни (см. рис. 6). Такое положение втулок фиксируется двумя стальными изогнутыми направляющими проволочками 16. Концы каждой из них свободно вставлены в глухие отверстия соседних втулок.

Когда зуб одной шестерни входит во впадину другой и выдавливает из нее масло, часть его остается во впадине и оказывается в запертом объеме (рис. в).

Чтобы избежать повышенной нагрузки на валы насоса от запертого масла и не допустить последующего переноса этой части масла во всасывающую полость, в торцах втулок имеются разгрузочные канавки Г. По этим канавкам запертое масло почти полностью отводится в нагнетательную полость насоса.

В результате указанных конструктивных особенностей гидравлический насос развивает высокую производительность и подает масло под большим давлением. Давление и производительность насоса длительное время остаются неизменными.

Гидронасос приводится от распределительных шестерен двигателя или вала привода ВОМ (МТЗ-50, МТЗ-52, Т-54В) и включается кулачковой муфтой (ДТ-75, Т-74) или перемещением приводной шестерни (МТЗ-50, МТЗ-52, Т-4, Т-100М) только при неработающем двигателе. Схема такого привода показана на рис. ниже, а и б.

механизмы привода гидронасосов тракторов

Механизмы привода гидронасосов тракторов:

а — кулачковая муфта; б — шестеренчатая муфта; в — шариковая муфта; 1 — шестерня привода насоса; 2 — ведущий вал насоса; 3 — кулачки ведущей части кулачковой муфты; 4 — кулачки ведомой части муфты; 5 — вилка включения насоса; 6 — подвижная шестерня вала насоса; 7 — эксцентриковый механизм включения насоса; 8 — муфта включения; 9 — шарик муфты включения; 10 — ось шестерни привода насоса

Гидронасос тракторов Т-40 и Т-40А имеет шариковую муфту привода. Шарики 9 (рис. в) входят в овальные лунки шлицевой втулки вала насоса и позволяют включать его при работе двигателя на малых оборотах.
 

Виды сельскохозяйственной деятельности: