Догружатели ведущих колёс тракторов

Для уменьшения буксования улучшают сцепление ведущих колес трактора с почвой. Этого можно добиться, например, увеличением нагрузки на эти колеса. Многие тракторы имеют специальное устройство, при помощи которого ведущие колеса догружаются частью силы, действующей на агрегатируемое с трактором навесное орудие или машину. Это устройство называется догружателем ведущих колес. Догружатели могут быть механическими или гидравлическими.

механический догружатель ведущих колес на тракторе

Механический догружатель ведущих колес:

а — схема действия, б — устройство; 1 — верхняя тяга; 2 — палец; 3 — серьга; вертикальные составляющие сил, действующих на трактор; G1 — со стороны верхней тяги при небольшом ее наклоне, G2 — при увеличенном наклоне тяги, R — сила, действующая на орудие

Механический догружатель ведущих колес (тракторы Т-40 и Т-40А) вмонтирован в навесное устройство трактора и состоит из серьги 3 (рис. выше) с несколькими отверстиями для крепления переднего конца верхней тяги. Величина догрузки колес зависит от наклона тяги 1. Чтобы увеличить догрузку, нужно передний конец тяги присоединить к одному из нижних отверстий серьги. Чем больше наклон этой тяги, тем больше вертикальная составляющая G силы R, которая передается орудием вдоль этой тяги. Сила G догружает ведущие колеса трактора.

 Схема гидравлического увеличителя сцепного веса (догружателя ведущих колес) трактора МТЗ-50 

Схема гидравлического увеличителя сцепного веса (догружателя ведущих колес) трактора МТЗ-50:

a — ГСВ включен; б — схема зарядки гидроаккумулятора; в — ГСВ выключен; г — «Заперто» ; 40 — гидроаккумулятор; 41 - опорный (копирующий) каток; 42 — масляный бак гидросистемы; 43 — гидравлический насос; 44 — золотниковый распределитель; 45 — силовой цилиндр; 46 — рукоятка распределителя. Наименования других деталей указаны под следующим ниже рисунком

Гидравлический догружатель ведущих колес установлен на тракторах МТЗ-50, МТЗ-52, Т-54В. Он включается в гидросистему трактора и состоит из двух агрегатов: гидроувеличителя сцепного веса (ГСВ) 5 (рис.  а) и гидроаккумулятора 40. Сообщая гидроаккумулятор с основным силовым цилиндром, создают в его полости Б повышенное давление на поршень, действующее в сторону подъема орудия. При этом опорный каток 41 несколько разгружается, а часть нагрузки, приходящейся на этот каток, передается остову трактора и догружает его задние колеса.

Гидроувеличитель имеет золотник 20, маховичок 31, обратный клапан 18, ползун 6, запорный клапан 3 и другие детали. Рукояткой можно установить ползун в одно из трех положений: «ГСВ включен», «ГСВ выключен» и «Заперто».

Если при работе трактора под нагрузкой его ведущие колеса значительно буксуют, нужно проделать следующее.

Вращением против часовой стрелки завернуть до отказа маховичок 31 и этим закрыть доступ маслу из нагнетательной полости Г (рис. а) в сливную Д и далее в бак 42. Перевести рукоятку 46 распределителя основного силового цилиндра из плавающего положения в положение подъема, а рукоятку гидроаккумулятора — в положение «ГСВ включен», при котором ползун 6 откроет запорный клапан 3.

В таком случае масло, подаваемое насосом 43, подводится через распределитель 44 в нагнетательную полость гидроаккумулятора. Не имея выхода в сливную полость, масло, нагнетаемое насосом, откроет обратный клапан 18 (рис. б) и будет заряжать гидроаккумулятор 40.

Когда давление в нем достигнет отрегулированной маховичком 31 величины, масло, находящееся в полости В, действуя на торец золотника 20, переместит его вправо (по рисунку), открывая доступ масла из нагнетательной полости Г гидроувеличителя сцепного веса на слив в бак (рис. а). Давление масла в этой полости снизится, обратный клапан 18 закроется.

С этого момента масло, подаваемое насосом, будет сливаться через ГСВ в бак, а масло, находящееся под давлением в гидроаккумуляторе 40, через открытый клапан 3 и маслопровод сможет поступать в полость Б силового цилиндра 45. Давление в этой полости возрастает, нагрузка на опорный каток орудия 41 уменьшится и соответственно этому увеличится нагрузка на ведущие колеса трактора.

Путь масла при включенном гидроувеличителе показан на рисунке стрелками.

Если в результате разгрузки опорный каток орудия не опирается на почву, нужно вращением маховичка 31 по часовой стрелке уменьшить подпор масла в силовом цилиндре. После регулировки давления подпора проверить и при необходимости отрегулировать глубину обработки почвы.

Давление масла в гидроаккумуляторе, а следовательно, и величину догрузки ведущих колес можно регулировать в пределах 8—28 кгс/см2. Регулируя давление маховичком 31, одновременно изменяют величину сжатия пружины 7 предохранительного клапана 9. Эта пружина подобрана так, что клапан открывается, когда давление в силовом цилиндре и гидроаккумуляторе на 8—5кгс/см2 превышает отрегулированное.

В конце гона, когда необходимо выглубить орудие, рукоятку гидроувеличителя ставят в положение «ГСВ выключен» (рис. в). При этом масло, нагнетаемое насосом 43, проходит через полость вокруг ползуна 6 и через открытый клапан 3 — в полость Б силового цилиндра; начинается подъем орудия. Когда орудие поднимается, рукоятка золотника автоматически установится в нейтральное положение.

Если предстоит длительная транспортировка навешенного орудия, силовой цилиндр отключают от гидросистемы установкой рукоятки ГСВ в положение «Заперто» (рис. г). При этом ползун 6 смещается вправо, клапан 3 запирает выход маслу из полости Б силового цилиндра. Устройство ГСВ и его детали показаны на рис. ниже.

гидравлический увеличитель сцепного веса (ГСВ) трактора МТЗ-50

Гидравлический увеличитель сцепного веса (ГСВ) трактора МТЗ-50:

1 — штуцер маслопровода от основного цилиндра; 2 — пружина запорного клапана; 3 — запорный клапан; 4 — шарпк клапана; 5 — корпус гидроувеличителя сцепного веса (ГСВ) ; 6 — ползун; 7 — пружина предохранительного клапана; 8 — направляющая клапана; 9 — предохранительный клапан; 10 — кольцо ограничения хода золотника; 11 — большой плунжер; 12 - заглушка отверстия каналов; 13 — задняя крышка корпуса ГСВ; 14 — пробка с уплотнительным резиновым кольцом; 15 — канал, соединяющий полости гидрсаккумулятора, обратного клапана и ползуна; 16 — отверстие для подсоединения маслопровода от гидроаккумулятора; 17 — пружина обратного клапана; 18 — обратный клапан; 19 — канал, соединяющий полости ползуна, обратного клапана и золотника; 20 — золотник; 21 — опорная шайба пружины предохранительного клапана; 22 — направляющая малого плунжера со стопорной шайбой; 23 — пружина золотника; 24 — отверстие для присоединения трубки для слива масла в бак; 25 — малый плунжер; 26 — упорный колпак малого плунжера, 21 — фигурная гайка натяжения пружины золотника; 28 — передняя крышка корпуса ГСВ; 29 — регулировочный винт натяжения пружины золотника; 30 — уплотняющие резиновые кольца; 31 — маховичок регулировочного винта; 32 — рычаг и валик управления золотником; 33 — внутренний рычаг ползуна; 34 — распорная втулка; 35 — сепаратор шариков фиксации ползуна; 36 — шарик фиксации ползуна; 37 — обойма фиксатора; 38 — пружина ползуна; 39 — опорная шайба
 

Ваше мнение

Как бы вы оценили телекоммуникационные услуги (например, доступ в Интернет) в своём районе?:

Будь в курсе

Введите вашу почту, чтобы не пропустить интересные материалы